Управление персоналом - Типовая структура профессиограммы - должностные инструкции менеджера

    Содержание материала

    Типовая структура профессиограммы

    Профессиографический анализ — анализ работы исполнителя, выделение основных задач, результатов, процессов, схем взаимодействия, максимально полно описывающих деятельность.

    Процедура профессиографического анализа деятельности, как правило, начинается с ознакомления с целями, структурой и схемой информационных сетей организации. Затем осуществляется сбор информации о содержании описываемой деятельности с точки зрения как исполнителей, так и их руководителей. В качестве метода, как правило, используется структурированное интервью с исполнителем и его непосредственным руководителем. Важно по итогам сбора первичной информации произвести схематизацию анализируемой деятельности и экспертизу полученных результатов.

    Профессиограмма — документ, представляющий описание деятельности и ее места в организации.

    1. Описательные характеристики деятельности.

    1.1. Параметрическое описание (целостное):

    а) название организации;

    б) статус организации;

    в) структура организации;

    г) цели и задачи организации;

    д) основные виды деятельности, осуществляемые работниками организации;

    е) принципы и нормы, принятые в организации.

    1.2. Морфологическое описание (по элементам):

    а) применяемые средства труда;

    б) рабочее место;

    в) основные элементы деятельности (действия, операции);

    г) ожидаемый результат и требования, предъявляемые к нему.

    1.3. Функциональное описание:

    а) последовательность операций, действий, "технология" деятельности;

    б) режим труда и отдыха;

    д) способы взаимодействия и коммуникативные сети.

    2. Количественная оценка элементов деятельности:

    а) выделенные задания, их описание;

    б) количество экспертов и их оценки по различным шкалам.

    3. Психограмма:

    а) требования, предъявляемые деятельностью к исполнителю;

    б) профессионально важные качества исполнителя.

    Пример.

    Профессиографический анализ рабочего места менеджера по персоналу.*


    * Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.


    Наименование должности — менеджер по вопросам управления персоналом, производительностью труда.

    Общее описание рабочего процесса. Менеджер выполняет ответственную административную работу по управлению деятельностью персонала организации X. Он несет ответственность за планирование и управление кадровыми программами, которые включают прием на работу, конкурсные собеседования, оценку работников и назначение их на должности, выдвижение и перевод на должности, составление рекомендаций по изменению статуса работников организации, а также создание системы распределения информации среди работников. Менеджер работает под общим контролем линейного руководства, при этом он может проявлять инициативу и иметь независимое мнение по выполнению возложенных на него задач.

    Действия, присущие рабочему процессу менеджера:

    1. Участвует в общем планировании и принятии решений по созданию единой и эффективной службы персонала.

    2. Разъясняет политику, проводимую организацией, на разных ее уровнях путем распространения бюллетеней, организации собраний и личные контакты.

    3. Проводить собеседования с кандидатами на должности, оценивает их квалификацию и соответствие заявкам.

    4. Совещается с начальниками по вопросам, связанным с его деятельностью, включая проблемы назначения на должность; зачисляет на должности работников, прошедших испытательный срок; перемещает по должности и увольняет постоянных работников.

    5. Организует тестирование работников.

    6. Разрабатывает системы обучения персонала.

    7. Разрабатывает систему оценки деятельности и обучает менеджеров методам оценки деятельности подчиненных.

    8. Ведет кадровую документацию.

    9. Выполняет другие обязанности, связанные с его деятельностью.

    Спецификация рабочего места менеджера

    В качестве примера приведем спецификацию рабочего процесса менеджера по управлению персоналом:*

    1. Подготовка и опыт работы. Должен обладать большим опытом по данной профессии. Рабочий стаж — минимум шесть лет.

    2. Образование. Четырехгодичный колледж или университет, специализирующийся на работе с персоналом, управлении делами или промышленной психологии.

    3. Знания, навыки и способности. Должен обладать знаниями по теории и практике управления персоналом, включая отбор, назначение на должности и оценку работников.

    4. Степень ответственности. Руководит отделом, состоящим из трех сотрудников, специализирующихся по управлению персоналом.


    * Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.


    Please publish modules in offcanvas position.