Управление персоналом - Что же такое конфликт - метафоры и аналогии

    Содержание материала

    10.2. Что же такое конфликт?

    Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда.

    Марк Твен


    Проблема понятий

    Считается, что предотвратить конфликт, остановить его не только можно, но даже необходимо. Лучше всего руководить без конфликтов, — не случайно так и названа столь популярная книга В. Зигерта и Л. Ланг (постоянно помещаемая в списки рекомендуемой конфликтологической литературы). Но если вы внимательно прочитаете эту работу немецких психологов, то обнаружите там как раз обратное. Они утверждают, что конфликты — это "не обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации".*


    * Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. — М.: Экономика, 1990. С. 193.


    Об атмосфере повышенной конфликтности говорят государственные служащие и управляющие коммерческих банков, работники службы занятости и безработные специалисты, старики и молодежь. Пресса и телевидение напоминают обществу о противоречиях между реальными возможностями субъектов РФ, граждан России и желаемыми формами реализации их интересов. Политики предлагают неотложные меры по разрешению разрушительных общероссийских конфликтов. А менеджеры наиболее актуальным все чаще считают владение технологиями работы в конфликтных ситуациях. И все хотят управлять конфликтами.

    Но когда ставится вопрос их урегулирования, выбора форм работы в конфликтной ситуации, оптимизации действий по ее преодолению, то, прежде всего, встает проблема понимания сущности самих понятий: "выход из конфликта" и "уход от него", "профилактика", "урегулирование", "регулирование", "разрешение", "решение" и "преодоление". Трудность выбора усугубляется как отсутствием абсолютного единства теоретических подходов, так и отсутствием прямой зависимости успеха субъекта в конфликте на одном этапе от успеха на другом.

    Запутывает и давняя привычка или точнее — традиция делить конфликты на деструктивные и конструктивные. А как заранее узнать, какой он?

    Метафоры и аналогии

    Можно ли управлять ветром?

    Ветер — это хорошо или плохо?

    Сквозняк — это маленький ветер или ветер — это большой сквозняк?

    Полезен ли ветер?

    Можно ли разделить ветры на конструктивные и деструктивные? И может ли один ветер быть и конструктивным и деструктивным?

    Тайфун — это страшный ветер или ветер — явление, которое всегда сопутствует тайфуну?

    Можно ли обеспечить развитие деятельности на ветру?

    И вообще, если ветры — естественное состояние природной воздушной среды, в которой и обитает человек, то не обойдется ли обуздание ветра себе дороже (печального опыта покорения природы у нас с избытком).

    Представьте себе картину: ветер гонит по морю несколько парусников, пытающихся взаимодействовать друг с другом. Можем ли мы управлять другими кораблями, находясь на своем, и с трудом сопротивляющемся штормовому ветру? И вообще можно ли кому-нибудь управлять взаимодействием других кораблей без согласия их капитанов и команд. А если согласие есть, то говорим ли мы, что управляем взаимодействием или управляем ветром?

    Но если управлять ветром нельзя, то что же можно?

    • иметь подходящую одежду

    • закаляться, чтобы не бояться ветра

    • иметь крепкий дом, построенный с учетом законов природы, в том числе законов формирования ветров и их действия

    • понять, какие законы универсальны, а какие зависят от тех или иных особенностей (ветры в жаркой пустыне, у моря на солнечном пляже и зимой в морозной Арктике кое в чем сходны, но в чем-то различаются)

    • узнать о ветре все, что только можно

    • создать службу, которая будет следить за ветрами и вовремя сообщать необходимые сведения.

    А теперь замените слово "ветер" на слово "конфликт" и задайте себе те же вопросы.



    Please publish modules in offcanvas position.