Управление персоналом - Практикум - задания - Методы оптимизации кадрового состава и реорганизации структуры

    Содержание материала

    Практикум

    Задание 1

    Ознакомьтесь с ситуацией на предприятии и ответьте на вопросы.

    Евгений Хохлов назначен внешним управляющим на Н-ский машиностроительный завод по выпуску двигателей для большегрузных автомобилей. Евгению 35 лет, имеет высшее техническое образование, прошел специальную подготовку в области антикризисного управления.

    До назначения на должность Евгений несколько раз посещал предприятие вместе с руководителями территориального агентства по банкротству, встречался с некоторыми из его руководителей и достаточно подробно знакомился с существующей документацией предприятия. После решения арбитражного суда о передаче предприятия во внешнее управление А.М. Аркадьев, бывший директор завода, ушел в отпуск, чтобы затем уволиться и уйти на пенсию по возрасту. Управленческий персонал завода, проработавший на предприятии много лет, старше среднего возраста (50—60 лет). Евгений считает, что поскольку с бывшим руководителем их связывают многие годы совместной работы и, возможно, дружеские отношения, они могут отнестись к нему не очень доброжелательно. Кроме того, один из лидеров прежнего состава руководства — главный инженер М.Л. Осетров — выставлял от предприятия свою кандидатуру на должность внешнего управляющего, но не прошел конкурс.

    Из молодых руководителей можно отметить заместителя директора по маркетингу Ю.А. Федотова — специалиста в области рекламы, проработавшего на предприятии четыре месяца и старающегося найти для предприятия варианты сбыта двигателей, а также А. В. Капитонова, начальника отдела снабжения (40 лет), имеющего широкие контакты с предприятиями-смежниками.

    Руководитель отдела кадров Н. Н. Филимонова (50 лет), педагог по образованию, работает на предприятии два года, прошла краткосрочные курсы по переподготовке, имеет хороший контакт как с руководителями, так и с рабочими. Она душой болеет за предприятие и с надеждой смотрит на нового руководителя.

    Евгений понимает, что успех первых месяцев во многом будет зависеть от авторитета, который он сможет завоевать у управленцев, рабочих, а также тех кадровых решений, которые он примет.

    Завтра у Евгения первый официальный рабочий день.

    Вопросы

    1. Разработайте сценарий знакомства Евгения с работниками управленческого персонала предприятия в ходе совещания (цель, временной график, результаты, материалы для раздачи руководителям).

    2. Опишите стратегию разговора Евгения с руководителем отдела кадров (цели, запрос на кадровую информацию, способы привлечения на свою сторону).

    Задание 2. Проанализируйте материал о заводе

    Н-ский машиностроительный завод по выпуску двигателей для большегрузных автомобилей

    На заводе работает около 1200 человек (ранее работало около 5 тыс.), объем производства снизился в 15 раз. Объем заказов, как правило, неизвестен даже на один месяц вперед, предприятие работает "на склад".

    Структура предприятия сохранилась почти в неизменном виде с 1990 г. Ее можно представить следующей схемой:

    Из 1200 работников предприятия: руководство — 100 человек, ИТР — 250 человек, рабочие — 850 человек.

    Из подразделений, организованных менее года назад, можно особо выделить дирекцию по маркетингу и отдел рекламы. Начальник отдела кадров смог показать:

    • штатное расписание, составленное в 1996 г. и включающее 2 500 рабочих мест (в настоящее время существует 1 300 вакансий);

    • положения о дирекции по маркетингу, отделу рекламы, отделу кадров;

    • личные дела руководителей.

    За последние пять лет на завод принято 25 сотрудников. Как правило, они приглашены лично генеральным директором, который находил их по своим собственным каналам, привлекая к поиску старых знакомых из министерства. Из них сейчас работает только зам. директора по маркетингу. Остальные увольнялись в следующей динамике:

    10 человек — после двух лет работы, 8 — после одного года работы, 6 — до одного года работы. Среди основных причин увольнений — низкая заработная плата, невозможность профессиональной работы, отсталая технология, семейные обстоятельства.

    Среди сотрудников предприятия

    Среди управленческого персонала

    10%

    старше 50 лет (80% мужчины)

    75% старше 50 лет (100% мужчины)

    75%

    старше 40 лет (65 % женщины)

    20% старше 40 лет (85 % мужчины)

    10%

    старше 30 лет (55% мужчины)

    5 % старше 30 лет (75% мужчины)

    5%

    старше 20 лет (100 % женщины)




    85 % — городские жители, 15 % — имеют собственные дома в ближайшем к городу поселке.

    Система стимулирования. По Положению о системе стимулирования (от 1993 г.) 85% — повременная оплата труда, 15% — премии. Зарплата не выплачивалась последние пять месяцев, до этого составляла в среднем — 450 тыс. руб. в месяц. Динамика зарплаты по отношению к объемам производства:

    Затраты на обучение (темы: экономика, управление, технология производства) в последние пять лет:

    1992 г. — 5% от фонда заработной платы (ФЗП) (обучение высшего управленческого персонала — зарубежные учебные центры — двухнедельные курсы (Германия, Франция);

    1993 г. — 10% от ФЗП (обучение высшего и среднего управленческого персонала — месячные программы подготовки — Россия, Израиль);

    1994 г. — 5% от ФЗП (краткосрочные семинары для высшего и среднего управленческого персонала — Россия);

    1995 г. — 2% от ФЗП (программы годичной подготовки);

    1996 г. - 0;

    1997 г. - 0.

    Краткая формальная характеристика управленческого персонала:

    Параметр кадрового аудита

    Управленческий персонал

    высший

    средний

    низший

    Ориентация на задачу Ориентация на отношения

    35%

    65%

    65%

    35%

    100%

    Распределение у правленческих ролей (%)

    Руководители Администраторы

    45

    45

    65

    25

    35

    65

    Организаторы

    5

    10

    0

    Управленцы

    5

    0

    15

    Инновационный потенциал

    Высокий (10%)

    Высокий (5%)

    Высокий (15%)

    Сверхнормативная активность

    Высокая (5%)

    Высокая (10%)

    Высокая (0%)

    Способность к обучению

    Высокая (5%)

    Высокая (25%)

    Высокая (10%)

    Ролевой репертуар в групповой работе (%)

    "Лидер"

    45

    55

    0

    "Генератор идей"

    15

    60

    25

    "Критик"

    35

    15

    50

    "Эрудит"

    40

    45

    15

    "Организатор"

    20

    65

    15

    "Эмоциональный лидер"

    25

    65

    10

    "Психотерапевт"

    0

    0

    100

    "Наставник"

    80

    20

    0


    Вопросы

    1. Проанализируйте материал о заводе и охарактеризуйте:

    • проблемы организационной структуры;

    • основные кадровые процессы;

    • управленческий персонал предприятия.

    2. Предложите систему управления персоналом данного предприятия:

    • сформулируйте основные цели работы с персоналом,

    • опишите наиболее значимые процессы, которые должны быть реализованы.

    3. Предложите программу внедрения системы управления персоналом и сформулируйте первоочередные мероприятий, которые должны быть проведены.



    Please publish modules in offcanvas position.