Управление персоналом - Конкурсный набор персонала на работу - этапы конкурса

    Содержание материала

    Этапы конкурса

    Конкурс может проходить в несколько этапов. Организация конкурсных процедур предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов.

    В центре подготовительного этапа — процесс создания конкурса (формирование организационных структур, правил, процедур проведения, профессиональной и материально-технической базы), продолжающийся с момента принятия решения о проведении конкурса до утверждения окончательного списка конкурсантов.

    На основном этапе главное внимание уделяется процессу сбора информации о кандидатах (значимой в рамках используемого подхода), он продолжается с момента начала первой процедуры конкурса, включает подэтапы, разделяемые подведением промежуточных итогов и принятием решений о допуске конкурсантов к участию в следующем подэтапе, и заканчивается подведением итогов последнего подэтапа.

    На заключительном этапе конкурса центральным является процесс легитимизации его результатов, он начинается с момента подведения итогов и заканчивается утверждением результатов. В зависимости от парадигмы проведения конкурса утверждение результатов производится тем органом, который создал конкурсную комиссию.

    Подготовительный этап. Важнейшим условием проведения конкурса является создание конкурсной (избирательной) комиссии — органа, ответственного за подготовку и проведение конкурса. В зависимости от парадигмы конкурса можно выделить различные функции конкурсной комиссии.

    В случае парадигмы "подбор" конкурсная комиссия создается с целью легитимизации решений, принимаемых руководителем. Возможные ее задачи: нормативное закрепление процедур конкурса, разработанных экспертами, обсуждение и подготовка материалов для принятия решения руководителем, утверждение принятого решения.

    В ситуации парадигмы "выборы" конкурсная комиссия (избирательная комиссия) создается с целью подготовки и проведения голосования (или другого варианта волеизъявления) работников трудового коллектива или собрания акционеров по вопросу о будущем руководителе. Ее задачи: организационная подготовка мероприятия, обеспечение соблюдения норм его проведения, подведение итогов и объявление результатов.

    В ситуации конкурсного отбора конкурсная комиссия создается с целью обеспечения мероприятий по объективной оценке кандидатов в соответствии с выделенными профессиональными, управленческими и другими параметрами оценки.

    Задачи конкурсной комиссии: разработка правил проведения конкурса, его подготовка, обеспечение объективности экспертной оценки кандидатов и соблюдение правил проведения конкурса, конкурсная комиссия правомочна принимать решения об утверждении результатов экспертных оценок.

    В подготовке данного мероприятия важно уделить внимание кадровому обеспечению:

    • парадигма "подбор" — персональный состав конкурсной комиссии должен включать людей, которым доверяет субъект, объявивший конкурс;

    • парадигма "выборы" — конкурсная (избирательная) комиссия должна включать людей, которым доверяет трудовой коллектив;

    • парадигма "отбор" — конкурсная, комиссия должна включать представителей всех заинтересованных групп, профессионально компетентных в вопросах кадровой работы.

    Целесообразность включения мероприятий подготовительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения представлена в таблице, где оптимальные в рамках парадигмы мероприятия обозначены символом "+" , несовместимые с парадигмой мероприятия — символом "—", мероприятия в рамках парадигмы — символом "0":

    Мероприятие по подготовке конкурса

    Парадигма конкурса

    Подбор

    Отбор

    Выборы

    1

    2

    3

    4

    Принятие решения о необходимости проведения конкурса

    +

    +

    +

    Создание конкурсной (избирательной) комиссии

    +

    +

    Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность конкурсной избирательной комиссии







    +




    0

    Публикация объявления о проведении конкурса

    0

    +

    0

    Разработка программы основного этапа конкурса

    0

    +

    Утверждение программы основного (в некоторых случаях и заключительного) этапа проведения конкурса (заседание конкурсной комиссии)




    0




    +




    Подбор специалистов и формирование групп научного сопровождения


    0


    +


    Разработка необходимого инструментария для проведения конкурса


    0


    0


    +

    Создание организационно-технической группы по материально-техническому обеспечению основного и заключительного этапов конкурса




    0




    +




    +

    Подготовка и оценка рефератов

    0

    +

    Подготовка материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии


    0


    +


    +

    Рассмотрение документов, представленных кандидатами на участие в конкурсе (заседание конкурсной комиссии)

    +

    +

    о

    Определение списка кандидатов на участие в конкурсе

    +

    +

    +

    Инструктаж (ознакомление конкурсантов с правилами проведения конкурса и получение от них письменного согласия на участие в нем)




    0




    +




    0

    Утверждение окончательного списка конкурсантов (заседание конкурсной комиссии)



    +



    +



    +


    Основной этап

    Предполагается гибкий подход к проведению конкурса, когда парадигмы, используемые методы выбираются в зависимости от ситуации, сложившейся в организации:

    Управленческая форма

    Парадигма конкурса

    Подбор

    Выборы

    Отбор

    Бюрократическая


    Оптимальная

    Невозможная


    Нежелательная

    Диалоговая (знаньевая)

    Желательная

    Нежелательная

    Оптимальная

    Коллективистская

    Возможная

    Желательная

    Невозможная

    Рыночная

    Нежелательная

    Возможная

    Желательная

    Демократическая

    Невозможная

    Оптимальная

    Возможная



    Please publish modules in offcanvas position.