Содержательные теории мотивации
фокусируются на внутренних факторах индивида, придающих
импульс, направляющих, поддерживающих и прекращающих данное поведение, а также на идентификации тех внутренних побуждений или потребностей, которые заставляют людей действовать определенным образом. Они пытаются определить специфические потребности, мотивирующие людей.
Более современные процессуальные теории мотивации позволяют описать и проанализировать то, как поведение получает импульс, направляется, поддерживается и прекращается, и основываются на выяснении того, каким образом ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. В таблице 1 обобщены основные характеристики содержательных и процессуальных теорий мотивации.
Теоретическая база |
Теоретические изыскания |
Основатели теории |
Применение в менеджменте |
Содержательные теории |
Фокусируются на внутренних факторах индивида, которые дают импульс, направляют, поддерживают и прекращают данное поведение. Только эти факторы подразумеваются в качестве переменных |
1, А. Маслоу:
5-уровневая иерархия потребностей; |
Менеджерам необходимо знать о различиях в потребностях, и целях подчиненных им сотрудников вследствие того, что многие индивиды по- своему уникальны. |
Процессуальные теории |
Описывают, объясняют и анализируют процессы импульса, направления, поддержания и прекращения данного поведения. |
1. В. Врум:
вероятностная теория
выбора; |
Менеджерам необходимо понимание процесса мотивации и того, как индивиды делают свой выбор, основываясь на преимуществах, вознаграждении и достижении цели. |
Таблица 2 Сравнение четырех содержательных теорий мотивации105
Теории |
Сделанные предложения |
Способ измерения мотивации |
Ценность применения |
Ограничения |
Иерархия потребностей Л. Маслоу |
1. Человеком движет не сама потребность , а степень ее неудовлетворения ( т . е . ее актуальность ) |
Будучи профессиональным психологом, Маслоу использует при работе метод опроса и выслушивания испытуемых. Исследователи организации полагаются па ответов на вопросы анкеты. |
Дает менеджерам понимание и знания относительно мотивации их служащих. |
Дж. О'Шопессп утерждает, что модель Маслоу имеет следующие недостатки: |
4. Индивиды пытаются удовлетворить основные потребности. прежде чем приступить к удовлетворению потребностей высшего порядка. |
||||
ERG -теория |
1. Индивидуальные потребности можно расположить в виде иерархии.
(exiclense)- потребности, удовлетворяемые такими факторами как еда |
Для оценки трех потребностей |
Привлекает к последствиям рения потребностей: творит о том. что разочарование может быть основной причиной. в силу которой деятельность не достигает необходимого уровня или идет на спад. |
Недостаточно исследований, проведенных в подтверждение теории, а имеющиеся примеры построены на данных анкетирования, что ставит под сомнение достоверность результатов. Другой спорный момент заключается в том, действительно ли люди имеют только три данных уровня потребностей. |
Двух факторная модель Ф. Хернберга |
Существует две системы факторов трудовой деятельности: |
Интервью с работниками для выявления их отношения к определенным моментам работы. |
Изложена в доступных для понимания менеджера терминах. Выявляет факторы мотивации, которые менеджеры могут . развивать и использовать. |
1. Теория с самого начала основывалась
на исследованиях групп, состоящих из бухгалтеров и инженеров. Отсюда, сомнение в том, что результат. полученный на такой узкой исследовательской базе, может быть экстраполирован па другие профессиональные группы. |
Приобретенные потребности Д. Макклелланда |
Многие потребности человека приобретаются им благодаря
соответствующей культуре общества.
Людям присущи три приобретаемые потребности: потребность в достижении (nced for Achievement) - Ach: потребность к
принадлежности (need аor Affiliation) - Ati; потребность во власти (ncec
Гот Power) - Pow.
Pow выражается как желание воздействовать на других людей.
Исследования показали, что наиболее эффективные руководители
организаций обладают, в том числе, и высокими показателями Pow.
Ach удовлетворяется процессом доведения работы до успешного
завершения. Условия, при которых появляется мотив достижения: |
Тематический оценочный тест (ТОТ) - проективный тест, в котором для оценки таких индивидуальных различий, как потребность в достижении, потребность в принадлежности потребность во власти, . используется анали индивидами рисунков |
Если потребности индивида поддаются развитию, то менеджеры могут влиять на них путем создания программы обучения и повышения квалификации и работников, развивающей их в направлении, совпадающем с целями организации. |
1. Сомнительна целесообразность использования ТОТ для определения трех уровней потребностей. Интерпретация результатов теста является сложной процедурой и требует высокой степени квалификации исследователя. |
Мы уже упоминали о том, что содержательные теории мотивации сосредоточены на изучении личных потребностей во имя объяснения удовлетворения от работы, поведения рабочего и систем вознаграждения. Эти теории предполагают, что «нехватка» в личных потребностях обусловливает внутреннюю напряженность индивида и ведет к соответствующей поведенческой реакции. Менеджерам для их эффективной работы содержательные теории мотивации предлагают:
♦ определить, какие Потребности вызывают требуемое поведение индивида и группы;
♦ быть в состоянии предложить значительное вознаграждение, которое поможет работнику удовлетворить свои потребности;
♦ уметь определять Момент для предложения соответствующего вознаграждения, оптимизирующего требуемое поведение;
♦ не считать, что «нехватка» в личных потребностях индивида характерна для всех. Люди изменяются вследствие приобретенного опыта, жизненных событий, взросления, изменений в окружающей среде и под воздействием других факторов.
Каждая из четырех содержательных теорий объясняет человеческие потребности и поведение с очень небольшими различиями. Ни одна из них не используется менеджерами в качестве единственной теории, объясняющей феномен мотивации. Основное различие между четырьмя теориями заключается в том, что Д. Макклелланд выделяет потребности, приобретаемые под влиянием жизни в обществе; А. Маслоу предлагает иерархическую систему потребностей; Кл. Альдерфер — гибкую трехуровневую классификацию, а Ф. Херцберг обсуждает внутренние и внешние факторы работы.
Не останавливаясь подробно на каждой из этих теорий, отметим, что все они имеют свои достоинства (недостатки) и области применения, которые следует учитывать менеджерам-практикам. В таблице 2 освещены основные характеристики каждой модели.
Очевидно, что, как это обычно бывает при существовании нескольких конкурирующих теорий, ни одна из них не имеет явно выраженного преимущества перед другими. Ясно также, что каждая из представленных теорий может критиковаться из-за методов, используемых для ее проверки, и вытекающих из нее последствий.
Все эти критические замечания показывают, что мотивацию надо воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать на него никакого воздействия в будущем, а также не повлиять на другого человека в аналогичных условиях. Впоследствии исследователям стало понятно, что для того, чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть многочисленные поведенческие аспекты и параметры окружающей среды. Реализация .этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.