Социология управления -Теоретический раздел - А.И. Кравченко - Принцип закрытой группы действует и в организованной преступности

    Содержание материала

    Принцип закрытой группы действует и в организованной преступности.

    Жесткий отбор позволяет лидеру распоряжаться своим персоналом так, как это нужно лично ему, а не организации в целом. Организованная преступность сильна тем, что информация входящая и информация исходящая серьезно фильтруется. Ее проверяют и перепроверяют. Ради получения достоверных сведений в ряды других организаций инкорпорируют своих людей, переманивают или перекупают чужих сотрудников. За истинность информации член закрытой группировки отвечает самым дорогим — собственной жизнью. Промышленный шпионаж — орудие экономического действия закрытых групп в рыночных условиях. Закрытая группа умирает, как только превращается в открытую.

    Становясь массовыми объединениями, мафия и преступная группировка перестают существовать. Принципы закрытой группы — жесткая дисциплина, тотальный контроль за всеми членами, идейное единство — эффективны лишь в малом социальном пространстве, в узком кругу единомышленников, друзей или подельников. Тем не менее

    превращение закрытой организации в открытую — универсально-историческая модель эволюции любой политической или экономической организации.

    Малый бизнес зарождается и возникает как закрытое сообщество. Небольшая группа друзей — к примеру, бывших однокурсниковЛзадумывает создать свой собственный бизнес. Последний функционирует успешно до тех пор, пока закрытая группа остается таковой. Но вот дела пошли в гору: растет товарооборот, расширяются производственные площади и финансовые потоки, увеличивается персонал. Вместе с тем ширится круг проблем, с которыми никогда не сталкивалась малая группа, и для решения которых она не приспособлена в принципе.

    В большом сообществе отношения обезличиваются, личный контроль заменяется служебным, детальный — частным. Идейная или личная преданность эволюционирует в аморфную лояльность. Сплоченность перерастает в солидарность, наличие которой является признаком большой группы. Утрачивается способность принимать мгновенные решения и добиваться их неукоснительного исполнения. Крупная организация превращается в неповоротливого монстра. Уровень доверительности снижается, перестает работать система жесткого отбора персонала, происходит неконтролируемая утечка информации.

    В подобных условиях наблюдается удивительное явление — вершиной управленческой пирамиды становится закрытая группировка. Основатели организации формируют замкнутую управленческую элиту, которая отгораживается от остального персонала. Элита делит между собой основную прибыль и дефицитные блага, пропускает в свои ряды избранных, манипулирует поведением служащих.

    Убедившись в невозможности построить по образу своему и подобию всю организацию, первоначально закрытая группировка локализуется и строит «светлое будущее» на небольшом участке организационного пространства. В этом направлении эволюционировали социалистические государства, политические партии и профсоюзы, деловые организации по всему миру.

    Деловая фирма, прошедшая путь от закрытой малой группировки до массовой открытой организации, призвана обслуживать широкие слои потребителей, будь то производство товаров или оказание услуг. Без этого ее существование становится бессмысленным, ибо именно потребители дают ей деньги.

    Ориентация на других — непременное условие функционирования открытой организации.

    Большевики стремились к власти еще и для того, чтобы донести до всего мира коммунистические идеи. Последние и были их «товаром». Таким образом, политическую партию можно рассматривать как разновидность деловой фирмы. Все, кто работает на вербовку сторонников, стремятся к расширению круга потребителей. Различия между политической партией и деловой фирмой заключаются в их целях и ориентации.

    Деловая фирма создана для того, чтобы превращать деньги в товар, а товар — в деньги. Для политической

    партии деньги — вторичный момент. Они — средство, а не цель.

    Деньги нужны партии для агитации, привлечения новых сторонников, получения доступа к средствам массовой информации, организации боевых дружин и т. п. Главное для нее — «продажа» потребителям идей и идеологических фетишей. Если деловая фирма вначале узнает, в каких товарах нуждается потребитель, а затем производит и продает их, то политическая партия, пришедшая к власти, не интересуется мнением потребителя, а как бы заранее знает, в чем состоят его духовные потребности. Она навязывает потребителю собственную продукцию, т. е. играет на себя. Играет на себя и мафия, которая также не интересуется потребностями населения, рынком сбыта и конъюнктурой, насильно прививая другим свой образ мыслей и действий. Рассматриваемые организации следует отнести к типу принудительных формирований, практикующих насильственные методы добывания денег и дефицитных благ.


    Please publish modules in offcanvas position.