Социология управления -Теоретический раздел - А.И. Кравченко - Основные понятия общей социологии

    Содержание материала

    Основные понятия общей социологии

    Предметная сфера социологии управления включает ряд общесоциологических категорий, составляющих ее понятийный стержень. Остановимся на некоторых из них.

    С точки зрения современной социологии основой общества является социальная структура — совокупность социальных институтов, ролей и статусов. Семья, производство, религия, образование, армия, собственность, государство — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие до сих пор. В зачаточной форме семья появилась еще у наших обезьяноподобных предков и совершенствовалась на протяжении 500 тыс. лет. Человеческое общество возникло порядка 40 тыс. лет назад. Возраст армии и государства 10 тыс. лет. Приблизительно в то же время зародилось систематическое школьное образование, а собственность, вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Самым древним институтом считается производство — ему около 2 миллионов лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда.

    У общества, как и у людей, множество потребностей. Потребности общества и отдельных индивидов совпадают далеко не всегда, но когда такое происходит, мы говорим о фундаментальных потребностях. Последние удовлетворяются посредством регулярной, систематической деятельности миллионов людей, специализирующихся на выполнении каких-либо важных функций. Добывание средств существования, обучение молодого поколения, защита общества от врагов, воспроизводство людейА поддержание общественного порядка — фундаментальные потребности, в удовлетворении которых заинтересовано большинство населения. Так было и будет во все времена. Стандартизированная форма выполнения социальной функции во имя удовлетворения конкретной фундаментальной потребности называется социальным институтом.

    Каждый институт выполняет строго предписанную ему функцию: обучать, производить, защищать и т. д. Понятие функции тесно связано с понятием роли. Учитель, передающий свои знания ученикам, это не только конкретный человек, но и социальная роль, обладающая собственной функцией. Меняются люди, играющие ту или иную роль, но сама она остается. Социальных ролей у одного человека несколько: он мужчина (женщина), человек зрелого (молодого, пожилого) возраста, рабочий (служащий), муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов — в роли учителя, сотни тысяч — в роли офицера.

    Сохраняются и социальные статусы. Статус — социальное положение, позиция человека в обществе. Одни статусы принадлежат человеку от рождения, например, национальность, другие приобретаются в ходе социализации (обучения культурным нормам и ролям), скажем, статус президента коммерческого банка. Статусы можно сравнивать. Говорят, что статус банкира выше статуса почтальона. У одного человека множество разных статусов. Аналогично этому одним статусом может обладать множество людей. Сколько в российском обществе было дворян, крестьян, рабочих, полицейских, извозчиков, мужчин, членов Государственной Думы? Со временем одни социальные позиции и выражающие их социальные роли исчезают, а на их месте появляются другие. Общество меняется, меняется и его структура. Исчезли с исторической сцены России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые — космонавт, тракторист, стюардесса.


    Please publish modules in offcanvas position.