Социология управления -Теоретический раздел - А.И. Кравченко - Закрытая организация

    Содержание материала

    Закрытая организация

    ориентирована только на себя. Она не стремится к тому, чтобы удовлетворить потребности широких слоев населения, воспринимаемых ею в качестве «чужих».

    Принцип закрытости социальной группы — характерная черта административной системы.

    Принцип подобия или групповой солидарности приводит к тому, что постепенно вокруг одного бюрократа выстраивается цепочка таких же, как он.

    Бюрократизация — смерть для любой организации. Обюрократившаяся партия большевиков выродилась во второсортный аппарат госчиновников, которым были в равной степени чужды как идеалы коммунизма, так и идеалы рыночного капитализма. Малый бизнес, превратившийся в солидную производственную организацию, вытесняется с рынка более молодыми и поворотливыми конкурентами, еще не вступившими в фазу бюрократизации.

    Бюрократия и закрытая группа интересуются только своими проблемами. Подобно улитке они уходят в себя. Управленческая верхушка, отгородившаяся от персонала, и бюрократический аппарат, не интересующийся клиентами, представляют собой систему в систем.

    Обеспечивая прочность своего положения, бюрократ окружает себя людьми, которые не станут пре

    тендовать на его кресло, но смогут защитить его в экстремальных ситуациях, угрожающих не столько экономическим позициям фирмы, сколько ему самому.

    В отличие от предпринимателя бюрократ боится не внешних конкурентов, а соперников внутри организации.

    Ему нужны преданные соратники, а не профессиональные исполнители, способные стать его конкурентами там, где персонал подбирается исходя из принципов грамотности, знаний и высокого уровня квалификации. Соратники перестают быть соперниками там, где такой отбор отсутствует. Скажем, в организации, где продвижение основано на принципе старшинства или учета выслуги лет, бюрократ может не бояться конкуренции сильных профессионалов.

    Административная система по природе своей должна блокировать каналы восходящей мобильности, основанные на критериях талантов и профессиональных знаний. Как и японский менеджмент, вобравший в себя глубинные традиции коллективного сознания и групповой солидарности, она активизирует каналы служебного продвижения по принципу старшинства и выслуги лет.

    На протяжении последней тысячи лет административная система — национальная черта российского управления. Она крайне трудно уживается с принципами и положениями рыночного мышления. На принципах административной системы и групповой солидарности построен и японский менеджмент, не уступающий в возрасте российской системе управления. В этом заключается сходство национальных стилей управления двух стран (см. рис. 7.!.).

    Рис. 7.1. Синтез двух стилей


    Японский менеджмент, синтезировавший особенности восточного и западного стилей управления, представляет собой своеобразный мост между двумя управленческими моделями — административной системой и рыночным менеджментом. Различия заключаются в том, что японский менеджмент начал испытывать на

    себе западные влияния гораздо раньше, а скорость его продвижения в сторону рынка была быстрее. В конечном счете, получился оригинальный синтез традиционных коллективистских и индивидуалистических рыночных установок.


    Please publish modules in offcanvas position.