Социология управления -Теоретический раздел - А.И. Кравченко - Факторы влияющие на структуру управления

    Содержание материала

    Факторы влияющие на структуру управления

    На структуру управления организацией влияют следующие факторы:

    ♦  характер производства и его отраслевые особенности (состав производимой продукции, технология ее изготовления, масштаб производства и уровень его технической оснащенности);

    ♦  формы организации управления производством;

    ♦  соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;

    ♦  соотношение между отраслевой и территориальными формами управления;

    ♦ уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников и эффективность их труда;

    ♦ соответствие иерархической структуре производства как управляемой системе.

    Структуры управления имеют давнюю историю. Первые из них появились в армии еще до нашей эры.

    Будучи упорядоченной системой взаимодействия руководителей с рядовым персоналом, структура управления строится на определенных принципах и законах, изучение которых началось еще в первой четверти XX в. Их называют принципами управления. В настоящий момент к ним относятся принцип диапазона контроля, скалярный принцип, принцип исключения, принцип единоначалия, принцип отчетности, принцип делегирования и др. (табл. 1). Некоторые из этих принципов были рассмотрены нами в первой главе, поэтому здесь мы остановимся на них кратко.

    Структура управления служит базой, на которой строится вся управленческая деятельность. Научно обоснованное формирование организационных структур управления — одна из самых актуальных задач менеджмента.

    К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое с точки зрения менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования и построения организационной структуры, разработке которых посвящено немало работ отечественных и зарубежных специалистов. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

    1. организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям;

    2. создавая организационную структуру управления, следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;

    3. формирование структуры управления необходимо связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;

    4. необходимо поддерживать соответствие между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью — с другой; на-

    Таблица I

    Основные принципы организации

    Принцип

    Описание

    Скалярный принцип

    Власть и подотчетность должны функционировать вдоль четкой непрерывной линии, по цепочке распоряжений: чем четче линии власти и отчетности, существующие между высшим руководством и рядовым персоналом, тем эффективнее процесс принятия управленческих решений и коммуникации внутри организации. Принцип предполагает, что данная цепочка может быть нарушена только в исключительных случаях.

    Принцип

    единоначалия

    Служащий должен находиться в подчинении только у одного (непосредственного) начальника.

    Принцип.

    делегирования

    полномочий

    Делегирование полномочий представляет собой практику предоставления служащим организации возможности действовать по собственной инициативе, но в интересах команды. Идея состоит в том, чтобы высвободить потенциальную энергию работников и помочь им реализовать свои таланты в управленческих структурах и автономных рабочих группах. Согласно этому принципу, лицо, которому делегируются полномочия, должно иметь достаточные права и возможности для выполнения возложенных на него задач.

    Принцип отчетности за результаты

    Начальник отвечает за достигнутые результаты даже тогда, когда полномочия для решения задачи были переданы им одному из его подчиненных.

    Принцип исключения

    Регулярно повторяющиеся действия и решения следует делегировать подчиненным, закрепляя за руководством задачу разрешения неординарных ситуаций.

    Принцип

    диапазона

    контроля

    Диапазон контроля указывает на количество служащих, которые могут находиться в непосредственном подчинении у одного менеджера без ущерба для дела. Чем больше число служащих, отчитывающихся перед менеджером, тем сложнее последнему осуществлять эффективное руководство. ' '


    рушение этого равновесия приводит к дисфункции системы управления в целом;

    5. организационная структура управления должна быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, касающиеся уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответствен-

    ности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепого копирования структур управления, успешно функционирующих в других социально-культурных условиях, не гарантируют получения желаемого эффекта.

    Основными направлениями совершенствования структур управления, форм и методов руководства производственно-сбытовым циклом являются:

    ♦  децентрализация производственных и сбытовых операций;

    ♦  поиск новых рынков, диверсификация операций;

    ♦  повышение творческой и производственной отдачи персонала;

    ♦  переход в содержании и характере управленческой деятельности, стиле управления от узкой специализации к интеграции;

    ♦  превращение пирамидальных структур управления организацией в плоские с минимальным числом уровней между высшим руководителем и непосредственными исполнителями;

    ♦  отказ от использования административных рычагов координации и контроля;

    ♦  предоставление руководству организаций самых широких полномочий в решении производственно- сбытовых проблем.


    Please publish modules in offcanvas position.