Факторы влияющие на структуру управления
На структуру управления организацией влияют следующие факторы:
♦ характер производства и его отраслевые особенности (состав производимой продукции, технология ее изготовления, масштаб производства и уровень его технической оснащенности);
♦ формы организации управления производством;
♦ соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;
♦ соотношение между отраслевой и территориальными формами управления;
♦ уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников и эффективность их труда;
♦ соответствие иерархической структуре производства как управляемой системе.
Структуры управления имеют давнюю историю. Первые из них появились в армии еще до нашей эры.
Будучи упорядоченной системой взаимодействия руководителей с рядовым персоналом, структура управления строится на определенных принципах и законах, изучение которых началось еще в первой четверти XX в. Их называют принципами управления. В настоящий момент к ним относятся принцип диапазона контроля, скалярный принцип, принцип исключения, принцип единоначалия, принцип отчетности, принцип делегирования и др. (табл. 1). Некоторые из этих принципов были рассмотрены нами в первой главе, поэтому здесь мы остановимся на них кратко.
Структура управления служит базой, на которой строится вся управленческая деятельность. Научно обоснованное формирование организационных структур управления — одна из самых актуальных задач менеджмента.
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое с точки зрения менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования и построения организационной структуры, разработке которых посвящено немало работ отечественных и зарубежных специалистов. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
1. организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям;
2. создавая организационную структуру управления, следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;
3. формирование структуры управления необходимо связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;
4. необходимо поддерживать соответствие между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью — с другой; на-
Таблица I
Основные принципы организации
Принцип |
Описание |
Скалярный принцип |
Власть и подотчетность должны функционировать вдоль четкой непрерывной линии, по цепочке распоряжений: чем четче линии власти и отчетности, существующие между высшим руководством и рядовым персоналом, тем эффективнее процесс принятия управленческих решений и коммуникации внутри организации. Принцип предполагает, что данная цепочка может быть нарушена только в исключительных случаях. |
Принцип единоначалия |
Служащий должен находиться в подчинении только у одного (непосредственного) начальника. |
Принцип. делегирования полномочий |
Делегирование полномочий представляет собой практику предоставления служащим организации возможности действовать по собственной инициативе, но в интересах команды. Идея состоит в том, чтобы высвободить потенциальную энергию работников и помочь им реализовать свои таланты в управленческих структурах и автономных рабочих группах. Согласно этому принципу, лицо, которому делегируются полномочия, должно иметь достаточные права и возможности для выполнения возложенных на него задач. |
Принцип отчетности за результаты |
Начальник отвечает за достигнутые результаты даже тогда, когда полномочия для решения задачи были переданы им одному из его подчиненных. |
Принцип исключения |
Регулярно повторяющиеся действия и решения следует делегировать подчиненным, закрепляя за руководством задачу разрешения неординарных ситуаций. |
Принцип диапазона контроля |
Диапазон контроля указывает на количество служащих, которые могут находиться в непосредственном подчинении у одного менеджера без ущерба для дела. Чем больше число служащих, отчитывающихся перед менеджером, тем сложнее последнему осуществлять эффективное руководство. ' ' |
рушение этого равновесия приводит к дисфункции системы управления в целом;
5. организационная структура управления должна быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, касающиеся уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответствен-
ности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепого копирования структур управления, успешно функционирующих в других социально-культурных условиях, не гарантируют получения желаемого эффекта.
Основными направлениями совершенствования структур управления, форм и методов руководства производственно-сбытовым циклом являются:
♦ децентрализация производственных и сбытовых операций;
♦ поиск новых рынков, диверсификация операций;
♦ повышение творческой и производственной отдачи персонала;
♦ переход в содержании и характере управленческой деятельности, стиле управления от узкой специализации к интеграции;
♦ превращение пирамидальных структур управления организацией в плоские с минимальным числом уровней между высшим руководителем и непосредственными исполнителями;
♦ отказ от использования административных рычагов координации и контроля;
♦ предоставление руководству организаций самых широких полномочий в решении производственно- сбытовых проблем.