Социология Просмотров: 1950 Социология управления -Теоретический раздел - А.И. Кравченко - Глава 5 УНИВЕРСАЛЬНО ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ИЕРАРХИИ Содержание материала Социология управления -Теоретический раздел - А.И. Кравченко I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ / Глава 1 ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА НА ЗАПАДЕ Теория рационализации Ф. Тейлора Административная теория Д. Шайоля «Классическая» теория организаций Концепция управления М. Фоллетт Теория «человеческих отношений» 3. Мзйо Иерархическая теория потребностей Д. Маслоу Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга Теория стилей руководства Д. Макгрегора Шкала лидерского поведения Р. Танненпацма и У. Шмидта Теория стилей руководства Р. Лайкврта Концепция долговременной эффективности Р. Лаикерта Теория эффективности организации Б. Басса Эмпирическая шкода: Л. Ньюмен Комплексный подход к управлении Г. Ливитта Школа социальных систем: Г. Саймон Марч и Саймон пытались выявить специфику «человеческого поведения» Системный подход к управлении Д. Этциони Глава 2 РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ • Развитие российской социологии управления в довоенный период Вторая конференция по НОТ Массовое движение за научную организацию труда и управления Отечественная наука управления Александр Александрович Богданов-теоретик управления Осип Аркадьевич Ерманский Принцип физиологического оптимума Алексей Капитонович Гастев Концепция ЦИТа Институт предложил исследовательскую программу организации труда, дискуссии П.М. Керженцева с представителями цитовской школы Циммерлинг -Нормальная организация центральных руководящих органов управления В попытках выделить науку управления Н. Витке Яков Самойлович Улицкий Другой представитель социальной школы Герасим Алексеевич Нефедов Семен Дометьевич Стрельбицкий российский экономист — Иоаким Каннегиссер Центральным пунктом теоретико-методологических обобщений Ф. Дунаевского шесть требований к учету Дунаевского Теоретическое наследие организатора и подлинного лидера института П. Есманского Производственная трактовка Института техники управления Формирование социологии управления в послевоенный период Освоение западных концепций организации В конце 1970-х гг. социология организаций Ориентация на социотехнический подход Организационная структура предприятия, по мнению В.Г. Подмаркова, Ткань социальной организации состоит из различных типов социальных связей: Новосибирская модель управления Успех организации Глава 3 РАЗВИТИЕ ЗАВОДСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ Развитие психотехники в 20-30-е годы XX в Достоинства и недостатки психотехники Послевоенный этап заводской социологии Первоначально социологические и психологические службы на предприятиях Академическая и заводская социология: статус и структура Отношения между академической и заводской социологией Сравнение двух этапов развития заводской социологии Прикладная социология и рыночные отношения Противоречия экстенсивного развития заводского сектора социологической науки Глава 4 ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Предмет социологии управления Основные понятия общей социологии социальная группа Общество можно рассматривать в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной Социальная природа управления Управление Функция управления Отличие управления от менеджмента Как культурные явления менеджмент и управление, Менеджмент как наука и практика управления социология управления и социология менеджмента Экзистенциальные условия существования менеджера Институциональный взгляд на менеджмент СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Определение менеджмента Управленческие революции Деловые отношения и письменность Вторая управленческая революция Третья управленческая революция Четвертая управленческая революция Специализация менеджера Корпоративный менеджмент Вытеснение капиталиста Зарождение теории менеджерской революции Усиление и господство бюрократии Менеджеры как социальный класс В рыночном обществе костяк среднего класса составляют менеджеры Отделение собственности от контроля Менеджмент-бум Управленческие революции в России Глава 5 УНИВЕРСАЛЬНО ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ИЕРАРХИИ Универсально-исторические законы у М. Вебера Социальная иерархия Социальная иерархия Социальные законы иерархии Экономические ресурсы и социальные блага редкость ресурсов Человеческие ресурсы Качество управленческих решений Власть и ответственность Честер Ирвинг Барнард Мотивационная структура власти и ответственности Иерархия как система социальный фильтров Система найма и подготовки научных кадров в США Механизм вознаграждения Феномен мотивации Проблемы, связанные с мотивацией, Содержательные теории мотивации В процессуальных теориях мотивации Врум вводит в свою теорию понятие ожидания Теория справедливости -Дж. С. Адамс Материальные и нематериальные методы мотивации Говоря о мотивации как о системе стимулирования труда, Глава 6 ВЛАСТЬ и СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Социальная природа власти Понятие власти Классификация основ власти Психологические концепции власти Мюррей установил три источника власти Исследование семейных и производственных конфликтов в США, исследования школы макиавеллизма Отсутствие коммуникативной гибкости, обобщенный портрет студента, обладающего высоким мотивом власти наличие мотива достижения лучше присутствия мотива власти Уравнение социального контроля Злементы социального контроля Социальные нормы Социальные санкции Позитивные и негативные, формальные и неформальные санкции Агенты формального и неформального контроля Соблюдение норм Асимметрия преступления и возмездия Психология уклониста Глава 7 БЮРОКРАТИЯ, ЧИНОВНИЧЕСТВО, НОМЕНКЛАТУРА Определение и социологическое понимание бюрократии История бюрократии как социального института Социологическая трактовка бюрократии Идеальный тип управления организацией, разработанный Вебером, В модели Мертона деятельность бюрократии Аппаратная (классическая) бюрократия Профессиональная бюрократия Адхократия Негативные моменты бюрократии Функции бюрократии Бюрократ, бюрократизация и бюрократизм Исследователи выделяют три значения термина «бюрократизм»: Этикетно-ритуальные формы чинопочитания Поясняющий пример. Инструкция визиря Поясняющий пример. Комсомольский циркуляр Вознаграждение и одаривание Железный закон олигархии Массы постепенно превращаются в поклонников лидера Цивилизационный аспект: восточная и западная бюрократии Характерная черта советской бюрократии В основе восточной модели бюрократии «Евразийский» тип бюрократа, Номенклатура и бюрократия Мафия и Бюрократия Понятие чести Сходство процессов формирования мафии в России и Италии Закрытая группа и бюрократия В условиях строгого отбора и жесткого контроля Принцип закрытой группы действует и в организованной преступности Закрытая организация Российский национальный стиль управления Рыночный менеджмент и административная система Глава 8 СОЦИАЛЬНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО Вводные замечания Представление в социальном пространстве Соотношение понятий «управление» и «социальная организация» Природа организации социальна, Управленческая пирамида как объект исследования Константы социальной организации черты социальной организации пример социальных функций организации Дисфункции в организации Типичными примерами организационных дисфункций Организационная патология Понятие организационной миссии Типология социологические подходы Закрытая техническая система Открытая социальная система Открытая техническая система Закрытая социальная система Цель закрытой социальной системы Формальная и неформальная организации Содержание понятия неформальной организации Формальная организация Неформальная организация Организационное пространство Предельные типы организационного поведения человека Структура управления Факторы влияющие на структуру управления Организационная структура Организационная структура Организационная структура классифицируется Линейные структуры Функционирование линейных структур Достоинства и недостатки линейных структур линейно-функциональная организация управления Матричная структура Преимущества матричной системы управления Дивизиональная структура организации Сетевые организации Жизненный цикл организационной структуры Глава 9 ЗАКОНЫ И МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ Организационное поведение Иерархические законы поведения и психология подполья рестрикционизм Механизм достижитедьной мотивации По мере социального восхождения Модели поведения в управленческой иерархии Воля к власти Вовлеченные в служебный марафон Значение средних постов в иерархии Психология временщика Оправданность «хапанья» в отечественном менеджменте Что такое чиновник-бизнесмен? Ролевые модели доведения в организации Дисциплинатор— первая роль руководителя роль руководителя — кормилец Третья важная роль начальника — быть подчиненным Если сравнить три роли руководителя В системе «руководитель — подчиненный» Служебная карьера Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную Планирование и контроль деловой карьеры В карьере работника можно выделить несколько этапов: Конфликтная вертикаль В основе возникновения конфликтов могут лежать несколько причин: Можно выделить пять уровней конфликта в организации: Стиль разрешения конфликта силой или стиль принуждения Сотруднический стиль Стиль компромисса Конфликты по поводу власти Самый простой способ заставить людей сделать что-либо — заплатить им Другим способом заставить людей делать то, чего хочешь ты сам, выступает сила КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / Формальная и реальная квалификация Соотношение терминов «занятие» и «профессия» Реальная квалификация Общественные и профессиональные каналы восхождении Карьеристы Команда руководителя феномен — терпимость к беззаконию Закон Файоля и принцип Питера Социальные лифты организации Глава 11 ВЛАСТЬ, АВТОРИТЕТ И ЛИДЕРСТВО Сила, власть, авторитет Авторитет и власть Легальный авторитет Вектор власти и вектор авторитета Фокус контроля и подбор лидеров Типология и функции лидерства Лидер влияет на окружающих главным образом по двум социально-психологическим каналам: Либеральный руководитель Внимание к подчиненным или участие Рассматривая лидерство как взаимодействие между властью и влиянием, Инструментальный стиль руководства Лидерство в институциональном контексте Групповой контекст лидерства Глава 12 КОРПОРАТИВНАЯ (ОРГАНИЗАЦИОННАЯ) КУЛЬТУРА Значение корпоративной (организационной) культуры Корпоративная культура: определение и структура Ценности Содержание корпоративной культуры Основные типы корпоративных культур Силовая культура/ Ролевая (бюрократическая) культура/ Личностная культура/ Целевая культура Формирование организационной культуры Процесс внешней адаптации Процесс внутренней интеграции Поддержание организационной культуры Изменение организационной культуры Когда измененяется организационное поведение, Влияние культуры на организационную эффективность Сущность процесса контроля Влияние культуры на коммуникации Модель Питерса—Уотермана: Модель, предложенная Парсонсом, ловушка — доминирование краткосрочных целей Управление организационной культурой Влияние на организационную культуру этнонациональных факторов Модель определения влияния на организационную культуру, Глава 13 ТЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ Монополизация мужчинами власти Корни сексистской идеологии половое / гендерное разделение труда Горизонтальная сегрегация Различают несколько видов дискриминации: Вертикальная сегрегация Тема женского менеджмента Результаты, полученные российской исследовательницей Г.Г. Силласте, Проникновение женщин в крупный российский бизнес При обсуждении психологических задатков мужского и женского лидерства Анализируют причины, мешающие женщине стать лидером, Женщины, делающие карьеру самостоятельно, количественная оценка общего уровня тендерной сегрегации в занятости СОДЕРЖАНИЕ Все страницы Страница 89 из 290 Глава 5 УНИВЕРСАЛЬНО ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ИЕРАРХИИ Назад Вперед Предыдущий: Социология управления - Практический раздел - А.И. Кравченко Социология управления - Практический раздел - А.И. Кравченко Следующий: Этнорелигиозный терроризм Этнорелигиозный терроризм