Основы права - Оспанов К. И. - Система земельного права

    Содержание материала

    Система земельного права


    Земельное право, занимая определенное место в государственной системе права, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими отраслями права, само также представляет определенное системное образование. Оно характеризуется внутренней дифференциацией на относительно самостоятельные и в то же время связанные между собой элементы: нормативные положения, группы норм, институты. Исходным элементом системы земельного права является правовая норма, состоящая из таких обязательных компонентов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

    Система земельного права в конечном итоге складывается из двух крупных компонентов—Общей и Особенной части.

    Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельного правового регулирования. Исходя из содержания земельного законодательства, к Общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защитыправа собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса.

    Нормы институтов Общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно — через нормы институтов Особенной части. Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

    Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель. В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, Особенная часть включает следующие институты, определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

    Институты Особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.

    Метод земельного права. Если понятие предмета земельного права характеризует общественные отношения, образующие сферу, срез земельно-правового регулирования, то метод земельного права выражает сочетание юридических приемов и способов воздействия на эти общественные отношения — юридический режим земельно- правового регулирования.

    Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.

    Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридичес ким равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках мговленных пределов.                       ж

    Метод земельного права содержится в самой нормативно- правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и, наконец, саму возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.

    Принципы земельною права. Система принципов земельного права обладает целым рядом регулятивно-функциональных качеств: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает системность земельно-право- вого регулирования; д) служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений. Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов.

    Принцип собственности на землю. Все отношения по поводу земли в конечном итоге, так или иначе, базируются на этом принципе. Земельный фонд РК состоит из земель, находящихся в государственной и частной собственности. В составе земельного фонда нет земель, не имеющих собственника. Вся земля, кроме земельных участков, находящихся в частной собственности, является государственной собственностью.

    Совершенно новым в земельном законодательстве является принцип допустимости частной собственности на землю, означающий возможность нахождения земель, наряду с государственной, и в частной собственности физических и юридических лиц.

    Принциправенства иравнойзащиты государственной и частной собственности в сфере земельных отношений. Подобный вывод вытекает из ст. 6 Основного закона страны, согласно которой в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.

    Принцип предоставления и использования земель на праве землепользования. Земельное законодательство достаточно четко определило земли или виды использования земель, а также субъектов, в отношении которых могут применяться положения и нормы о частной собственности на землю. Рассмотренные принципы по своим регулятивным характеристикам как бы аккумулируются в единый принцип нахождения земель и земельных прав в гражданском обороте, наиболее зримо выражающий особенности и сущность современных земельных отношений.

    Принципы самостоятельною хозяйствования наземле иравнойзащи- ты прав субъектов земельных правоотношений. Справедливую компенсацию можно рассматривать в качестве самостоятельного принципа, направленного на реализацию экономических методов защиты имущественных интересов собственников и землепользователей. Данный принцип одновременно выступает эффективной гарантией устойчивости прав собственников земельных участков и землепользователей.

    Принцип комплексности использования земель. Объективные функциональные характеристики земли, ее неразрывная связь и взаимодействие со всеми другими природными объектами предопределили необходимость нормативного закрепления комплексного подхода к вопросам использования земельных ресурсов.

    Принцип государственною управления земельным фондом объективно обусловлен универсальностью функций земли как основы и условия всех видов производственной, социальной деятельности, территориального предела существования самого государства. Через его действие проявляются особенности правового режима земли как объекта управления и присвоения.

    Принцип судебной защиты земельных прав вытекает из общего конституционного принципа о праве каждого на судебную защиту своих прав и свобод, отражает тенденцию демократизации современных земельных отношений, закрепляет один из основных способов обеспечения реальности и устойчивости прав собственников земельных участков и землепользователей, отстаивания прав и законных интересов других субъектов земельных правоотношений.

    В системе принципов земельного права есть и другие принципы, которые, будучи объективно обусловленными природой современных земельных отношений, в той или иной степени конкретности тоже получили свое юридическое выражение через определенные нормы земельного законодательства. К ним, в частности, относятся принципы: устойчивости и особой защиты права сельскохозяйственного землепользования; недопустимости ущемления прав граждан на землю и землепользование.

    Принцип неприкосновенности и неотчуждаемости территории РК.

    Сохранение земли как природною объекта, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан. Этот принцип выражает стратегию земельно-правового регулирования, необходимость подчинения масштабов, видов и способов землепользования интересам зашиты земли в качестве среды обитания и условия продолжения человеческого рода. По своему содержанию и целям он тесно связан с принципом экологической безопасности, означающим недопустимость любых видов и форм воздействия на землю, представляющих угрозу экологической безопасности.

    Принцип обеспечения рациональною использования земель является одним из непременных и, пожалуй, традиционных принципов земельно-правового регулирования.

    Принцип целевою использования земель. Согласно законодательству земельные участки должны использоваться собственниками и землепользователями в строгом соответствии с их основным целевым назначением.

    Принцип приоритета земель сельскохозяйственною назначения. Его закрепление в законодательстве объясняется значением рассматриваемой категории земель в качестве главного средства и условия сельскохозяйственного производства, основного фактора продовольственного обеспечения населения.

    Принцип государственной поддержки мероприятий по использованию и охранеземель. Этот новый принцип в земельном законодательстве возник вследствие формирования института негосударственного землепользования и соответствующего сословия негосударственных землепользователей и собственников земельных участков.

    Принцип предотвращения ущерба земле. Этот принцип вытекает из эколого-экономической природы земельных отношений, отражает направленность земельного законодательства на защиту, производительной способности и качества, экономической и экологической ценности земель.

    Принцип устранения последствий ущерба земле. В тех случаях, когда несмотря на предпринятые меры, происходит причинение ущерба, в действие вступает принцип устранения последствий ущерба.

    Принцип плотности использования земли. Указанный принцип в земельном законодательстве Республики впервые был предусмотрен в период внедрения новых форм и принципов хозяйствования на земле.

    Принцип устойчивости земельных прав является одним из новых принципов земельного права. Он направлен на повышенную защиту имущественных прав и законных интересов собственников и землепользователей, призван обеспечивать стабильность, предсказуемость земельных правоотношений, стимулирует заинтересованность в рачительном использовании земель, вложении средств по поддержанию качественного состояния земель.

    Принщп доступности, информации о состоянии земель. Возникновение данного принципа является отражением демократизации земельных отношений и обусловлено степенью влияния качественного состояния земель на благополучие окружающей природной среды, значением своевременной и объективной информации о состоянии земель как объекта хозяйствования для реализации имущественных интересов собственников земли и землепользователей.

    Рассмотренная система принципов определяет сущность, содержание и направление развития современного земельного законодательства. Однако система принципов постоянно развивается. По мере корректировки приоритетов, целей и задач земельной политики государства может расшириться существующий перечень принципов.


    Please publish modules in offcanvas position.