Основы права - Оспанов К. И. - 4. Контроль и ответственность в процессуальном праве

    Содержание материала

    4. Контроль и ответственность в процессуальном праве.


    Важность вопросов, решаемых в ходе юридического процесса, требует всемерного обеспечения прав участвующих в нем лиц, интересов государства и общества, что невозможно без строгого, неуклонного соблюдения, исполнения правовых предписаний всеми участниками про

    цесса. На решение этих задач направлена система процессуальных гарантий, те. специальных юридических средств, обеспечивающих соответствие закону всех процессуальных действий, а равно законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений.

    Процессуальные гарантии в своем единстве должны обеспечить как защиту прав и законных интересов отдельных участников процесса, так и интересы государства и общества в целом. При этом многие гарантии решают и ту, и другую задачу (конституционное закрепление принципов равенства всех перед законом и судом, независимости судей и подчинения их только закону, осуществления правосудия только судом и др.). Другие же направлены, прежде всего, на защиту интересов обвиняемого (подсудимого) — право на защиту, презумпция невиновности и пр. Важно и то, что процессуальные правоотношения носят двусторонний характер и праву одной стороны всегда противостоит обязанность другой. Поэтому, закрепляя в законе процессуальные права граждан, государство берет на себя обязанность обеспечить их реальное осуществление. Особенно важна здесь роль процессуального контроля за деятельностью наделенных властными полномочиями правоохранительных органов.

    Процессуальный контроль. Существует несколько видов процессуального контроля. Из их числа наиболее существенное значение имеет судебный надзор. Он осуществляется в нескольких формах:

    1. Суд рассматривает по первой инстанции дела (во всех четырех видах юридического процесса) и принимает по ним окончательные решения. При этом проверяются законность и обоснованность ранее принятых процессуальных решений (например, постановлений следователя и обвинительного заключения по уголовным делам, протокола о правонарушении в административном производстве и т.п.). В результате может быть принято не только решение по существу (оправдательный приговор и др.), но и вынесено частное определение о нарушении законности; 2. Суд по жалобам различных участников процесса и по протестам прокурора проверяет дела (уголовные, гражданские, административные) и при обнаружении нарушений также может отменить незаконное решение и вынести частное определение (постановление). Здесь речь идет, в частности, о пересмотре дел в кассационном надзорном порядке, о рассмотрении жалоб на нарушение фоков содфжания обвиняемого под стражей, на принятое решение судом и несудебными фганами о наложении административного взыскания и пр. Существует возможность обжалования фаждани- ном в суд всех неправомфных действий и решений государственных органов и должностных лиц.


    Немалую роль в обеспечении законности играет прокурорский надзор. Прокурорский надзор является одним из направлений прокурорской деятельности, в частности, в ст. 1 Закона РК «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 г. № 2709 отмечено, что прокуратура от имени государства осуществляет надзор за законностью оперативно- розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства.

    1.   Прокурор осуществляет надзор за законностью оперативно- розыскной деятельности, производства следствия и дознания по уголовным делам. При этом его указания, которые даны следователю или лицу, производящему дознание, обязательны для исполнения (ст. ст. 35,38 Закона РК «О Прокуратуре»).

    2.   Он обладает правом надзора за производством по административным делам (ст. 40 Закона РК «О Прокуратуре»).

    3.   Прокурор вправе вносить протесты на судебные решения, приговоры и определения по гражданским, административным и уголовным делам. Эти протесты рассматриваются вышестоящими судебными инстанциями (ст. 19 Закона РК «О Прокуратуре»).

    Определенное значение имеет и ведомственный контроль. В качестве примера можно указать на контроль начальника органа внутренних дел (полиции) за деятельностью лиц, проводящих дознание и ведущих производство по административным делам, а также на контрольные полномочия начальника следственного отдела по отношению к следователям. Своеобразием отличается контроль иных участников процесса за деятельностью органов, осуществляющих правоприменение. Эти органы и их должностные лица в установленных законом случаях обязаны разъяснять другим вовлеченным в процесс лицам их права: задержанному — при задержании, обвиняемому — при предъявлении обвинения, осужденному—после оглашения приговора и пр. Участникам процесса разъясняется их право на обжалование принятых решений и порядок их обжалования. Это делается, в частности, при оглашении судебных решений, кроме тех немногих случаев, когда они являются окончательными и обжалованию не подлежат (например, решения Конституционного Совета РК). Это обеспечивает возможность всем заинтересованным лицам надлежащим образом защитить свои права, в том числе, как указано выше, и в судебном порядке.

    Процессуальные сроки. В целях повышения эффективности борьбы с преступлениями, деятельности органов, ведущих процесс, а также своевременного выполнения задач уголовного судопроизводства важное значение имеют правильное понимание и применение процессуальных сроков.

    Содержание любой правовой нормы обусловлено определенной целью, для достижения которой она установлена. И когда уголовно процессуальный закон определяет конкретный срок, то целью соответствующей нормы закона является своевременное выполнение того или иного действия, т. е. недопущение волокиты, неопределенности. Так, предусматривая обязанность органа уголовного преследования принимать заявления о преступлениях и выносить по ним решения, закон имеет целью обеспечить рассмотрение соответствующим органом каждого заявления о преступлении. Устанавливая в данном случае срок рассмотрения заявления, закон преследует другую цель — обеспечить своевременность рассмотрения заявления о преступлении.

    Уголовное судопроизводство проникнуто системой гарантии. Процессуальные сроки составляют часть процессуальных гарантий. Они выражаются в установлении конкретного промежутка времени, в пределах которого допускается производство тех или иных процессуальных действий. Процессуальные сроки имеют важное значение для обеспечения: 1) быстроты уголовного судопроизводства; 2) соблюдения прав и законных интересов граждан; 3) осуществления прокурорского надзора и ведомственного контроля.

    К процессуальным срокам, обеспечивающим быстроту процесса, следует отнести сроки разрешения заявления о преступлении, выполнения отдельных поручений, производства дознания и следствия, обжалования и опротестования приговоров и т. д. Процессуальными сроками, обеспечивающими права и законные интересы граждан, являются: сроки задержания и допроса подозреваемого, применения меры пресечения к подозреваемому до предъявления обвинения, предъявления обвинения и допроса обвиняемого, рассмотрения жалоб, заявлений об отводе участников процесса и т. д.

    Процессуальные сроки, способствующие повышению эффективности прокурорского надзора и ведомственного контроля,— это сроки, связанные с уведомлением прокурора о возбуждении уголовного дела, производстве отдельных следственных действий (например, обыск) в безотлагательных случаях.

    УПК РК определены правила исчисления сроков. Сроки исчисляются часами, сутками, месяцами, годами. При этом не принимается в расчет тот час (сутки), которым начинается течение сроков. Это правило не касается исчисления сроков при задержании.

    Данное правило имеет важное практическое значение, в связи с чем возникает необходимость четкого разграничения сроков, исчисляемых часами, и сроков, которые исчисляются сутками.

    Например, порядок задержания липа, подозреваемого в совершении преступления. В срок не более трех часов после доставления задержанного в орган дознания или в орган предварительного следствия следователь или дознаватель составляет протокол, в котором указываются основания и мотивы, место и время задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. О произведенном задержании дознаватель или следователь обязаны письменно сообщить прокурору в течение двенадцати часов с момента составления протокола задержания.

    О задержании подозреваемого и месте его нахождения дознаватель, следователь обязаны в течение двенадцати часов уведомить кого- либо из совершеннолетних членов его семьи, а при отсутствии их — других родственников или близких лиц или предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому или обвиняемому. В течение семидесяти двух часов с момента задержания в отношении подозреваемого в порядке, установленном УК РК, должна быть избрана мера пресечения в виде ареста или он подлежит освобождению. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения немедленно отменяется.

    В зависимости от характера совершенного преступления, поведения в отношении подозреваемого, обвиняемого, применяются различные меры пресечения. Мерами пресечения являются: 1) подписка о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 3) передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части; 4) отдача несовершеннолетнего под присмотр; 5) залог; 6) домашний арест; 7) арест.

    Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в отобрании от подозреваемого, обвиняемого органом, ведущим уголовный процесс, письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда, не препятствовать расследованию и разбирательству дела в (уде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

    Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого и явку их по вызову органа, ведущего уголовный процесс. Число поручителей не может быть менее двух. Избрание в качестве меры пресечения личного поручительства допустимо лишь по письменному ходатайству поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство. Поручитель дает подписку о личном поручительстве, в которой он подтверждает, что ему разъяснены сущность обвинения лица, в отношении которого он дает поручительство, ответственность поручителя, состоящая в наложении на него денежного взыскания в случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых применяется эта мера пресечения. Поручитель в любой момент производства по уголовному делу вправе отказаться от поручительства. В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых было применено личное поручительство, на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере до ста месячных расчетных показателей в порядке, предусмотренном в УК РК.

    Наблюдение командования воинской части за подозреваемым, обвиняемым, являющимся военнослужащим или военнообязанным, призванным на учебные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил и Внутренних войск РК и способных обеспечить надлежащее поведение этого лица и его явку по вызову органа, ведущего уголовный процесс. Командованию воинской части сообщается о существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблюдения командование воинской части письменно уведомляет орган, избравший эту меру пресечения.

    Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверие лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, состоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего и его явку по вызову органа, ведущего уголовный процесс. Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей и других лиц возможна лишь по их письменному ходатайству.

    Залог состоит в деньгах, вносимых самим подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим илиЪридическим лицом в депозит суда в обеспечение выполнения подозреваемым, обвиняемым обязанностей по явке в органы дознания, следствия или в суд по их вызову. В качестве залога могут быть приняты с разрешения прокурора или суда другие ценности и недвижимое имущество. Доказывание ценности залога возлагается на залогодателя. Сумма залога определяется лицом, избирающим эту меру пресечения, с учетом тяжести обвинения, личности подозреваемого, обвиняемого, имущественного положения залогодателя. Залог не применяется в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений. Залог применяется только с санкции прокурора либо по решению'суда.

    Размер залога не может быть меньше: стократного размера месячного расчетного показателя - при обвинении в совершении преступления небольшой тяжести; трехсоткратного размера месячного расчетного показателя — при обвинении в совершении неосторожного преступления средней тяжести; пятисоткратного размера месячного расчетного показателя — при обвинении в совершении умышленного преступления средней тяжести; тысячекратного размера месячного расчетного показателя — при обвинении в совершении тяжкого преступления.

    Арест в качестве меры пресечения применяется только с санкции прокурора либо по решению суда и лишь в отношении обвиняемого (подозреваемого) в совершении умышленных преступлений, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, и в совершении неосторожных преступлений, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на фок свыше трех лет. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении обвиняемого (подозреваемого) по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на фок не свыше двух лет, если: 1) он не имеет постоянного места жительства на тфришрии Республики Казахстан; 2) не установлена его личность; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он пытался скрыться или скрылся от органов уголовного преследования или от суда. Постановление об аресте должно быть представлено прокурфу не позднее шести часов до истечения срока задфжания. Постановление об избрании ареста в качестве меры пресечения подлежит безотлагательному рассмотрению прокурфом в течение шести часов с момента поступления материалов в прокуратуру.

    Сроки ареста и порядок их продления. Срок ареста при досудебном производстве по делу не может превышать двух месяцев. В случае невозможности закончить расследование в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот фок может быть продлен по мотивированному ходатайству следователя районным, городским прокурором и приравненными к ним военными и иными прокурорами — до трех месяцев, а проку ро- ром области и приравненными к нему прокурорами и их заместителями по мотивированному ходатайству следователя, поддержанному районным, городским прокурором и приравненным к ним военным и иным прокурором, — до шести месяцев. Продление срока ареста свыше шести месяцев может быть осуществлено заместителем Генерального прокурора, Главным военным прокурором лишь ввиду особой сложности дела по мотивированному ходатайству начальника следственного отдела, поддержанному прокурором области и приравненными к нему прокурорами, — до девяти месяцев. Продление срока ареста свыше девяти месяцев допускается в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, Генеральным прокурором Республики Казахстан по мотивированному ходатайству прокурора области и приравненных к нему прокуроров - до двенадцати месяцев. Вопрос о прод лении ареста на срок свыше девяти месяцев предварительно рассматривается на коллегии Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Дальнейшее продление срока ареста не допускается, арестованный обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Срок ареста не может превышать максимального срока лишения свободы, предусмотренного уголовным законом за совершение инкриминируемого обвиняемому преступления. Ходатайство о прод лении срока ареста представляется районному, городскому прокурору и приравненным к ним военным и иным прокурорам, прокурору области и приравненным к нему прокурорам не позднее семи суток до истечения срока ареста, а Генеральному прокурору Республики Казахстан, его заместителям и Главному военному прокурору — не позднее пятнадцати суток до истечения срока ареста. Ходатайство о продлении срока ареста подлежит рассмотрению Генеральным прокурором Республики Казахстан, его заместителями и Главным военным прокурором в срок не более десяти суток, а нижестоящими прокурорами — в срок не более пяти суток с момента поступления ходатайства. Срок ареста исчисляется с момента заключения обвиняемого (подозреваемого) под стражу до направления прокурором дела в суд.

    В стадиях возбуждения уголовного дела, предварительного расследования исчисляются сроки направления сообщения прокурору в течение 24 часов о произведенном обыске без санкции прокурора в исключительном случае (ст. 232 УПК), сроки допроса обвиняемого не позднее 24 часов после предъявления обвинения (ст. 217 УПК) и др. Допустим, что следователь при наличии оснований произвел обыск без санкции прокурора, который закончил 8 октября в 14 ч. 30 мин. В соответствии с УПК РК в течение 24 часов он должен направить прокурору сообщение о произведенном обыске. В данном случае срок начинается в 15 часов 8 октября и заканчивается в 15 часов 9 октября.

    Если подозреваемый по делу задержан 8 октября в 10 ч. 30 мин., то в соответствии с ч. 2 ст. 136 УПК РК в отношении подозреваемого в течение 72 часов с момента задержания должна быть избрана мера пресечения в виде ареста или он подлежит освобождению. В этом примере срок начинается 8 октября в 10 ч. 30 мин. и заканчивается 11 октября в 10 ч. 30 мин.

    В тех случаях, когда законодатель использует термины «безотлагательно», «немедленно» (например, в ст. ст. 216,235 УПК РК и т. д.), имеется в виду, что действие должно производиться фазу после появления основания и не позднее 24 часов.

    К фокам, исчисляемым сутками, относятся: фоки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении (ст. 184 УПК РК), фоки применения мфы пресечения к подозреваемому (ст. 142 УПК РК) и др.

    Как отмечалось, при исчислении этих фоков не принимаются в расчет те сутки, котфыми начинается течение фока. И заканчивается фок в 24 часа последних суток. Если, напримф, заявление о преступлении поступило и зарегистрировано 10 числа, в течение 24 часов оно не было разрешено и фок его рассмотрения продлен до 10 суток, то исчисление фока рассмотрения заявления в данном случае начинается 11 числа и заканчивается в 24 часа 21 числа.

    При исчислении срока месяцами или годами срок истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, фок оканчивается в последний день этого месяца. Если окончание фока приходится на нфабочий (выходной, праздничный) день, то последним днем фока считается пфвый, следующий за ним рабочий день. Это правило не относится к задфжа- нию, аресту и нахождению в медицинском или специальном учебно- воспитательном учреждении.

    Нерабочими днями можно считать общепринятые субботние, воскресные и праздничные дни. Процессуальные действия, совфшенные по истечении фока, считаются недействительными. Процессуальный фок не считается пропущенным, если жалоба, ходатайство сданы до истечения фока на почту; для лиц, находящихся под арестом или в медицинском учреждении, если документ сдан администрации учреждения до истечения фока ареста или нахождения в медицинском учреждении, время сдачи документа определяется по почтовому штемпелю, отметки канцелярии или должностных лиц этих организаций.

    В отдельных случаях процессуальный срок может быть пропущен по уважительным причинам. Уважительными причинами могут быть, например, тяжелое заболевание, стихийное бедствие, служебная командировка. В этих ситуациях органом, ведущим уголовный процесс, фок может быть соответствующим постановлением восстановлен.

    Процессуальные фоки являются составной частью важнейших положений уголовного процесса. Достижение задач уголовного процесса, его законность во многом зависят от соблюдения процессуальных фоков и контроля за ними со стороны соответствующих должностных лиц (начальника следственного отдела, прокурора, суда).

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    · Покажите отличие процессуальные нормы права от материальных?

    · Какие органы относятся к правоохранительным, какие к органам охраны общественного порядка?

    · Каковы цели и значение процессуальных сроков в процессуальном праве?

    · Назовите участников уголовного процесса.

    Как и кем осуществляются контроль и надзор в процессуальном праве?



    Please publish modules in offcanvas position.