Основы права - Оспанов К. И. - Рациональное природопользование

    Содержание материала

    Рациональное природопользование

    называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств (например, экологически целесообразных технологий). Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Например, в земельном законодательстве рациональное использование земель связано с проведением системы мероприятий по охране земель, обеспечению соблюдения законодательства с учетом проведения землеустройства (ст. ст. 139, 149 ЗК РК). В водном законодательстве рациональное водопользование связано с комплексным использованием воды, освоением современных технологий, позволяющих сократить забор воды и снизить вредное воздействие вод (ст. 9 ВК РК). Законодательство о недрах обеспечение рационального использования недр связывает, прежде всего, с комплексным его использованием на всех этапах недропользования (ст. 49 Указа «О недрах и недропользовании»).

    Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса служит соблюдение требований по обеспечению его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование лесных ресурсов, рыбных запасов должно основываться на научной оценке и не должно превышать темпов восстановления. Леса и рыбные запасы не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.

    Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса (например, недр), может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

    Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природо- пользователя, так, например, не допускать нарушения прав и интересов других водопользователей и природопользователей (ст. 72 ВК РК). На лесопользователя возложена обязанность ведения работ способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими отрицательное воздействие лесных пользований на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных других природных объектов и обеспечивающими сохранение животного мира и среды его обитания (ст. 38 ЛК РК).

    Общим для земельного, горного, водного и лесного права является принцип целевого использования природных ресурсов, целью которого является предоставление земельных участков, участков недр, водных объектов и участков лесов в пользование, которое всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете и. т.п. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или анулировании лицензии или иного разрешительного документа.

    Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно в постоянное пользование (ст. 34 ЗК РК, ст. 10 Указа «О недрах и недропользовании; ст. 70 ВК РК) либо на длительный срок от 10 до 49 лет (ст. 35 ЗК РК, ст. 31 ЛК РК, ст. 70 ВК РК), контракт на разведку сроком на 6 лег с продлением срока, контракт на добычу сроком до 25 лет; а по месторождениям с крупными и уникальными запасами полезных ископаемых — до 45 лег (ст. 43 Указа «О недрах и недропользовании») или во временное краткосрочное пользование на конкретный срок до 5 лет (ст. 35 ЗК РК, ст. 70 ВК РК до 1 -го года (ст. 34 ЛК РК), а право пользования природными объектами может быть прекращено только по основаниям, указанным в Законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, обеспечивает гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

    Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить за пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением пдаты достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Правовое регулирование и роль платы за природопользование рассматривается в главе VII «Экономический механизм охраны окружающей среды» в Законе РК «Об охране окружающей среды». Согласно ст. 26 Закона, платность природопользования включает плату за использование природных ресурсов, за загрязнение окружающей природной среды.

    Лицензия на право потребления природную ресурса. В новых условиях перехода к рынку лицензионная деятельность приобретает особое значение как средство защиты интересов потребителя, соблюдения градостроительных, санитарных, экологических норм и правил торговли. Лицензия в переводе на русский язык — разрешение на что- либо. Первоначально это слово употреблялось применительно к продаже товаров за рубеж. Широкое распространение оно получило при организации спортивно-любительской, промысловой, научно-иссле- довательской, истребительной охоты. Затем распространилось на продажу товаров и выполнение всевозможных услуг.

    Лицензирование деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Лицензия выдается на каждый вид деятельности. По отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество лицензий может ограничиваться. Лицензии выдаются по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который выдал лицензию. Отказ в выдаче лицензии, лишение права на лицензию могут быть обжалованы в суд. Контроль за соблюдением лицензионных условий ведет специально уполномоченные государственные органы.

    Применительно к области охраны окружающей природной среды и природопользования природноресурсовая лицензия — это разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природного ресурса. В этом документе сконцентрированы две функции: 1) контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию природного ресурса, соблюдение экологических и санитарных норм; и 2) нормированное потребление соответствующего природного ресурса. Таким образом, в области природопользования решаются две взаимосвязанные задачи — охранительная и регулятивная.

    Лицензирование*ость проявление административно-правового метода регулирования экологических отношений путем запрета, разрешения уполномочия. По своей сущности лицензия на природопользование концентрирует в себе три признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса либо его владельца (фондодержателя), во-вторых, формой проявления государственного контроля за рациональным использованием природного ресурса; в-треть- их, средством регулирования рационального природопользования. Предмет лицензии в области природопользования — природный ресурс, предназначенный для использования. В зависимости от предмета лицензироваться могут ресурсы экономические (заготовка древесины, добыча полезных ископаемых) или экологические, предназначенные для защиты природы и человека (разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ), оздоровительные ресурсы природы (разрешение на пользование лечебными свойствами природной среды) или культурные (разрешение на археологические разработки).

    Согласно ст. 21 Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. лицензированию подлежат следующие виды деятельности: 1) использование природных ресурсов в соответствии с законодательством о них; 2) осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; 3) захоронение и хранение отходов производства и потребления, представляющих особую опасность для окружающей среды и здоровья населения; 4) экологическая аудиторская деятельность.

    Выданные лицензии органы управления могут пересмотреть или аннулировать, если произойдет изменение экологической обстановки, угрожающее наступление вреда для природной среды и здоровья населения. Право пользования лицензией может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено по объективным и субъективным причинам. В частности, в связи с угрозой жизни и здоровью населения, возникновением угрозы в случае стихийных бедствий, изменением условий природопользования. К субъективным причинам следует отнести нарушение условий лицензии, нарушение правил охраны окружающей природной среды.


    Please publish modules in offcanvas position.