Основы права - Оспанов К. И. - 1.1. Понятие, сущность, характеристика, этапы становления Конституции

    Содержание материала

    1.1. Понятие, сущность, характеристика, этапы становления Конституции.


    Впервые понятие «конституция» (от лат. соп$1киио — установление) встречается в письменных источниках Древнего Рима. Тогда конституциями называли акты, издаваемые императором. В средние века конституциями именовали нормативные акты о правах и вольностях различных сословий. Первой Конституцией в современном ее понимании, как Основной закон государства стала Конституция США, принятая в 1787 г.

    Под Конституцией в юридической науке понимается нормативный акт — Основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов.

    Значение Конституции определяется ее функциями. Основными функциями Конституции являются:

    Юридическая функция Конституция является Основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права.

    Политическая функция. Конституция регулирует порядок функционирования политической системы общества.

    Идеологическая функция. Конституция, признавая и устанавливая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия.

    Экономическая функция. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования.

    Юридические свойства Конституции — существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридическими свойствами Конституции являются следующие:

    Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает: нормы Конституции - источник других отраслей права; нормативные правовые акты принимаются только органами, указанными Конституцией; все нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией.

    Учредительный характер. Эш свойство выражается в следующем. Конституция учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти; нормы Конституции являются первичными по отношению к другим нормативным правовым актам.

    Прямое действие. Это свойство означает, что нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями; нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав.

    Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это значит, что Конституция может быть изменена лишь конституционно же правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с Конституцией юридической силой.

    Правовая охрана Конституции — это совоку пность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РК, который как глава государства и его высшее должностное лицо является гарантом незыблемости Конституции; обязанность строго следовать Конституции входит в содержание его присяги. В целях защиты Конституции РК образуется Конституционный Совет РК, который по обращениям Президента РК, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра, судов РК разрешает вопрос о соответствии Конституции РК законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 72 Конституции.

    Законы и международные договоры, признанные Конституционным Советом, не соответствующими Конституции РК, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в дейст вие. Акты или отдельные положения, признанные ущемляющими, закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина отменяются и не подлежат применению.

    В решении задач конституционного контроля и обеспечения исполнения Конституции участвуют и другие органы власти: суды РК, Прокуратура РК в пределах их компетенции.

    Этапы развития Конституции Республики Казахстан. История становления нового конституционного законодательства Республики

    Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Конституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 г. Данный Закон внес существенное изменение в систему управления государством. Пост Президента учреждался в целях обеспечения глубоких политических и экономических преобразований, осуществляемых в Республике.

    Важным актом конституционного характера первого этапа является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Декларация провозглашала приоритет законов Казахской ССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что отношения между СССР и Казахской ССР строятся на договорной основе; Республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культлрно-национальным строительством; Республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР; территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия; без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы; Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности; Казахская ССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику. Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции Казахской ССР.

    Декларация — первый акт Казахской ССР, в котором был провозглашен принцип разделения властей, в отличие от положений Конституции Казахской ССР 1978 г., которая закрепляла власть Советов. Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету, Президент являлся главой Республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Верховному Суду. В Декларации отсутствует классовый подход к определению социальной основы государства. Единственным носителем суверенитета и носителем государственной власти провозглашался народ.

    В 1990-1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял законы «О совершенствовании структуры государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 г. и «О местном самоуправлении и местных

    Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 г., которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления Республики.

    Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти и управления» прекратил свое существование Совет Министров, он и был преобразован в Кабинет Министров при Президенте. Полтора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразована. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управления — Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет, Комитет по управлению государственным имуществом и т. д. Введены должности Вице-президента и Генерального прокурора Республики.

    Согласно Закону «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках: Председателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хозяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, поступающих в местный бюджет.

    Второй этап конституционного строительства начинается с принятия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года. Хотя закон не назывался Конституционным, он фактически был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Казахской ССР, снимая идеологическую основу государственной организации.

    Наконец, 16 декабря 1991 г. был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». В ст. 1 Закона Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

    Согласно Главе 2 Закона, граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию Республики и проживающими в других государствах, Закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

    Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил Закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

    Глава 4 определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

    Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный Закон служит основой для разработки новой Конституции Республики. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство. В то же время продолжали действовать нормы Конституции Казахской ССР, Законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не противоречили Закону о государственной независимости.

    В этот период был принят ряд конституционных законов, внесших существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, Закон РК «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. уже не признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданства. Им были установлены новые основания приобретения гражданства Республики Казахстан.

    Третий этап становления конституционного законодательства Казахстана начинается с принятия Верховным Советом первой Конституции суверенного Казахстана 28 января 1993 г. Конституция 1993 г. по новому определила государственный и общественный строй Казахстана. Конституция восприняла многие правовые нормы, принципы и идеи конституционных законов, изданных с момента объявления государственного суверенитета. Также Конституция сохранила некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 г., например Верховный Совет оставался однопалатным представительным и законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом. Как местные представительные органы сохранились Советы, формулировки многих прав и свобод граждан сохранили положения и идеи, провозглашенные Конституцией Казахской ССР 1978 г. В Конституции впервые было употреблено такое приятие, как «светское и унитарное государство», означающее отделение государства от религиозных объединений и невозможность образования на территории Республики Казахстан как политических, так и культурных автономий.

    Конституция провозгласила норму о взаимодействии ветвей власти между собой с использованием системы сдержек и противовесов, а также закрепила положение о прямом действии ее норм.

    10 декабря 1993 г. Верховный Совет Республики временно делегировал законодательные полномочия Президенту, согласно постановлению Конституционного суда, позволившие ему принимать указы, имеющие силу не только обычного, но и Конституционного закона. Такое решение Верховного Совета можно расценить как внесение изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция 1993 г. не предусматривала такой возможности.

    Четвертыйэтап становления конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995 г., ныне действующей. В октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к Конституции и к Указу Президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». Парламентом были назначены досрочные президентские выборы на 10 января 1999 г. Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50 % избирателей.


    Please publish modules in offcanvas position.