Основы права - Оспанов К. И. - Социальное партнерство (сотрудничество)

    Содержание материала

    Социальное партнерство (сотрудничество)

    — это добровольное, основанное на независимости и равноправии сторон, тесное взаимодействие (диалог, консультации, переговоры) организаций и предпринимателей в ходе создания и применения трудовых норм как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров.

    Система социального партнерства в Республике включает следующие элементы: общегосударственный уровень; региональный уровень; территориальный уровень; отраслевой (межотраслевой) уровень; профессиональный уровень; локальный уровень.

    На общегосударственном уровне социальное партнерство осуществляют республиканские объединения профсоюзов и работодателей, а также Правительство РК либо уполномоченный им орган. На общегосударственном уровне заключаются ежегодные генеральные соглашения.

    Региональный (область, несколько областей) и территориальный (город) уровни социального партнерства характеризуются участием соответствующих объединений профсоюзов и работодателей, а также исполнительных органов (акимов) соответствующих территорий.

    На отраслевом (межотраслевом) уровне социальное партнерство обеспечивают соответствующие профсоюзы и объединения работодателей. От лица государства выступают представители уполномоченного государственного органа, ответственного за данную отрасль (несколько отраслей). Профессиональный уровень социального партнерства охватывает объединения работников какой-то одной профессии и их работодателей, на этом уровне заключаются отраслевые и профессиональные тарифные соглашения.

    На локальном уровне социальное партнерство осуществляется непосредственно в организациях между профсоюзными комитетами организаций и работодателем путем заключения коллективных договоров.

    В Республике Казахстан функционирует постоянно действующий орган трехстороннего сотрудничества—республиканская трехсторонняя комиссия. В ее функции входит разработка проекта и заключение генерального соглашения, контроль за его реализацией, участие в урегулировании коллективных трудовых споров. Закон РК «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» от 18 декабря 2000 г. № 129-И (далее — Закон о социальном партнерстве) регламентирует структуру и полномочия республиканской трехсторонней комиссии. Основными целями комиссии являются: создание системы социального партнерства в области трудовых отношений, предупреждение и содействие урегулированию коллективных трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике.

    Республиканская трехсторонняя комиссия состоит из равного числа представителей профсоюзов, работодателей и государства, которые на паритетной основе разрабатывают и подписывают соглашения.

    Заключение соглашений регулируется Законом о социальном партнерстве и Положением о порядке подготовки и заключения генерального, областных (городов Астаны и Алматы) и отраслевых (тарифных) соглашений, утвержденное решением республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-экономических и трудовых отношений от 2 марта 1999 год а.

    В статье 15 Закона о социальном партнерстве даны определения соглашений по социальному партнерству.

    Генеральное соглашение представляет собой письменный договор между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей, который предусматривает проведение согласованных действий в целом по Республике. Генеральное соглашение— правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Республике, заключаемый Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями профсоюзов в пределах их компетенции, учитываемый при заключении региональных и отраслевых соглашений и коллективных договоров.

    В генеральном соглашении указываются оптимальные пути решения общенациональных проблем в области трудового права и социального обеспечения. Генеральное соглашение, как правило, состоит из следующих разделов: преамбула; задачи соглашения; цели соглашения в сферах развития экономики, установления социальных гарантий; развития рынка труда и содействия занятости населения; охраны труда; обеспечения конструктивного взаимодействия социального партнерства; действия генерального соглашения и механизма его реализации.

    Например, 19 января 2005 г. между Правительством, профсоюзами и работодателями было подписано трехстороннее Генеральное соглашение на два года, которое регулирует вопросы трудовых отношений, повышения занятости и обеспечения социальных гарантий, охраны труда и здоровья. От предыдущих соглашений оно отличается тем, что в него были включены новые разделы о заработной плате и уровне жизни населения, а также об обеспечении прав работающих женщин и молодежи и гарантиях им. По соглашению сторон, социальные выплаты и зарплата рабочего самой низкой квалификации не могут быть ниже минимальной заработной платы, т.е. не ниже семи тысяч тенге.

    Отраслевое соглашение— правовой акт, оформленный в виде письменного договора, определяющий нормы оплаты и другие вопросы, связанные с трудом, взаимные обязательства, а также социальные гарантии и льготы для работников конкретной отрасли, заключаемый сторонами социального партнерства, обязательный для всех сторон (партнеров) и учитываемый при заключении региональных соглашений и коллективных договоров.

    Региональное соглашение—правовой акт, оформленный в виде письменного договора, устанавливающий условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемый сторонами соглашения на уровне административно-территориальных единиц, обязательный для всех сторон (партнеров) и учитываемый при заключении коллективных договоров.

    Областные (Алматинское городское)—соглашения между областными (Алматинской городской) администрациями, объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающие проведение согласованных действий в области (городе).

    Отраслевые (тарифные)—соглашения между органами государственного отраслевого управления, отраслевыми объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающие проведение согласованных действий в отрасли.

    Заключение генерального, областного (Алматинского городского) и отраслевого тарифного соглашений преследует цель—установление обязательств сторон по созданию условий труда, занятости и социальных гарантий для работников регионов, отраслей, профессий. Эта цель реализуется через решение комплекса задач, которые направлены на осуществление экономических реформ на основе проведения согласованных действий сторон в области социально-трудо- вых отношений.

    Следует иметь в виду, что в системе социального партнерства в области трудовых отношений важнейшую роль играют профессиональные союзы, объединения предпринимателей. Они наделены определенными правами на ведение переговоров по подготовке проектов соглашений.

    Профессиональные союзы имеют право представлять и защшщть права и интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, общественными организациями, предпринимателями и их объединениями (союзами, ассоциациями), предъявлять в суд иски в защиту прав и интересов своих членов, выступать в их интересах в суде и других органах и участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в соответствии с законодательством, заключать соглашения и коллективные договоры, принимать участие в пересмотре оплаты труда, пенсий и пособий в зависимости от роста цен. Объединения (союзы, ассоциации) предпринимателей представляют интересы собственников в деле повышения эффективности производства.

    Если отрасль представлена единым представителем работодателя, то стороной отраслевого (тарифного) соглашения выступает этот представитель работодателя в соответствии с положением (уставом) о нем. При наличии в отрасли нескольких представителей работодателей (объединения работодателей) стороной отраслевого (тарифного) соглашения может выступать каждый представитель работодателей (объединений работодателей) отдельно. Участниками генерального, областных (Алматинского городского) и отраслевых (тарифных) соглашений в качестве представителей работодателей от имени предприятий и организаций, делегировавших им право на ведение переговоров и заключение соглашений, могут выступать союзы, ассоциации, концерны, корпорации и другие объединения.

    В странах Западной Европы социальное партнерство развито на уровне отрасли, профессии. В Японии социальное партнерство заключается только на уровне отдельных предприятий. Споры и разногласия между работниками и работодателями решаются в подавляющем большинстве случаев без обращения в суд и арбитраж через профсоюзы и с участием работодателей внутри компании без постороннего вмешательства.

    1 3. Индиввдуальный трудовой договорДтндивидуальный трудовой договор в трудовом правоотношении относится к основному юридическому нормативному документу. Его юридическая сила и социальное значение обусловлены, прежде всего, Конституцией Республики КазахстанАВ мировой практике трудовой договор является общеприз- 15-253  225 нанной и в юридическом отношении наиболее эффективной формой реализации свободы, способностей, потребностей и интересов человека в сфере трудовых правоотношений.


    Please publish modules in offcanvas position.