Основы права - Оспанов К. И. - Глава II ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА / 1. Понятие, сущность, признаки, источники, система права

    Содержание материала

    Глава II ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА / 1. Понятие, сущность, признаки, источники, система права

    2. Толкование и реализация права, правоприменение, правоотношение, законность, правопорядок, правонарушение, юридическая ответственность.

    3. Правовое сознание и правовая культура.

    1. Понятие, сущность, признаки, источники, система права.

    Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

    Существует несколько теорий по поводу понятия права. Сторонники нормативистской теории определяют право как совокупность охраняемых норм. Право - это система норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через признак принятых государством нормативных правовых актов.

    В психологической теории наряду с писаными законами, то есть с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психо- логические установки индивида.

    Социологическая теория основывается, главным образом, на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются. прежде всего, к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии». Правовые нормы государства, по их мнению, — это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право», которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают они, - изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процессадействия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея «гибкости права», другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда - отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению «правотворческих» функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.

    В основе социальной концепции права лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимо- ста совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий «общие интересы» всех групп. Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности - экономикой, политикой, моралью - в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда—акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

    Основной тезис теории естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т. д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

    Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

    Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права. В системе марксистской теории было закономерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, определяемой материальными условиями жизни этого класса.

    Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право и поэтому представители данного подхода взяли из различных теорий самые рациональные на их взгляд стороны.

    Сущность права. Сущность права, как и сущность государства, состоит из двух моментов: общесоциальной и классовой. Общесоци- алъная сущность права заключается в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромисса, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Классовая сущность права - это понимание права как воли экономически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, рабочих, крестьян и т. п.).

    Признаки права. Признаки права делятся на всеобщие и особенные (частные). К всеобщим признакам права, прежде всего, относится его социально-историческая природа, т. е. право является продуктом определенной стадии развития общества и государства, конкретной исторической и социальной среды.


    Please publish modules in offcanvas position.