Основы права - Оспанов К. И. - 3. Правовое государство

    Содержание материала

    3. Правовое государство.

    Мысли о том, что государственная власть не должна иметь неограниченный характер, а ее влияние следует ограничить правом, высказывались еще в древности. Так, древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Однако идеи связанности государства правом получают последовательное развитие лишь в ХУЛ—XVIII вв. у европейских мыслителей. В период господства в Европе абсолютистских монархий формировалась теория правового государства, ставшая полной противоположностью идеи полицейского государства.

    Сторонники правового государства исходят из идеи естественных, неотчуждаемых прав, присущих каждому человеку от рождения и включающих в себя право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. В целях обеспечения каждому человеку условий в равной мере пользоваться естественными правами общество порождает государство, и оно призвано обеспечивать осуществление этих прав. Тем самым подчеркивается первичность интересов и прав человека, и государство должно служить людям, а не наоборот.

    Среди естественных прав людей английский философ Дж. Локк особо выделял право собственности:«Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение ими собственности». Право собственности включает в себя право владения имуществом, защиту его от произвольных поборов и конфискаций со стороны государства, равенство всех видов собственности, свободу приобретения собственности и распоряжения ею.

    Не менее значимо право на жизнь. Оно не сводится только к гарантиям физического существования и личной безопасности, но включает в себя право на достойную жизнь, право каждого «быть господином самому себе», свободно избирать жизненные цели и достигать их.

    Третьим из естественных классических прав является право на свободу, проявляющееся в свободе действовать в пределах, которые не нарушают прав других людей. В этом случае люди должны следовать правилу: «Разрешено все, что не запрещено законом».

    Наряду с признаками, присущими любому государству (публичная власть, территория, государственный суверенитет и т. д.), правовое государство обладает рядом специфических черт.

    Во-первых, правовое государство отличает полная гарантирован- ность и незыблемость прав и свобод граждан. Это выражается в том, что правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда государство не вмешивается. В этом случае государство действует согласно правилу: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено»: Прежде всего это касается личных прав граждан: тайны переписки и телефонных переговоров, свободы передвижения, права на личную неприкосновенность и т. д. В случае нарушения государством данных прав личность имеет право на их судебную защиту. Конечно, гарантированносгь целого ряда прав, например таких как право на труд, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, зависит от экономических возможностей государства и часто является не реальной, а просто декларируемой.

    Во-вторых, реальность прав и свобод обусловлена тем, что взаимоотношения личности и власти в правовом государстве строятся на основе идеи народного суверенитета. Суверенитет народа означает, что только он является источником государственной власти. Если Правительство перестает выражать волю общества, то народ вправе сместить такое Правительство. «Источник всякого суверенитета, — говорится во французской Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1798 года), — зиждется... в нации. Никакая совокупность лиц, никакое отдельное лицо не могут осуществлять власть, которая явно не исходила бы от нации». Иначе говоря, государственная власть находится на службе у общества, которое обладает правом формирования Правительства для реализации своих естественных прав.

    В-третьих, средством обеспечения прав и свобод граждан является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Один из авторов теории разделения властей французский мыслитель Ш. Л. Монтескье так обосновывал его необходимость: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы, для того чтобы тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена, с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем». Согласно этому принципу законодательная власть (Парламент) принимает законы, исполнительная (Правительство) — обеспечивает их реализацию, а судебная власть контролирует правомерность принятия законов и точность их исполнения.

    В-четвертых, правовое государство характеризуется верховенством права во всех сферах жизни. Это касается деятельности государства, его учреждений, которые выполняют свои функции в границах требований норм права. Кроме того, гарантией организации жизни и деятельности людей на началах равенства и справедливости является право. Граждане соизмеряют свои поступки с правилом: «Все, что не запрещено, то разрешено».

    В-пятых, взаимная ответственность государства и личности. Эта ответственность носит правовой характер, поскольку, принимая законы, государство определяет меру свободы личности и границы собственного вмешательства в действия граждан. Тем самым государство берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждым гражданином. Обязательность закона для государства, его органов, должностных лиц должна исключать административный произвол, игнорирование нужд общества, личности. Однако и личность ответственна перед государством, если нарушаются предписания правовых норм и в отношении ее применяется государственное принуждение.

    Таким образом, правовое государство — это способ связи государства и личности посредством права, при котором властные притязания государства ограничиваются таким образом, что гарантируются достоинство человека, свобода, справедливость и правовая защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и между индивидами.


    Please publish modules in offcanvas position.