Основы права - Оспанов К. И. - Виды правосознания

    Содержание материала

    Виды правосознания.

    Усвоение правовых идей, принципов, теорий различными группами и индивидами осуществляется не одномерно. Да и правовая ориентация участников правоотношений, то есть их предрасположенность к определенным образцам поведения часто не совпадает. Это выражается в готовности к правомерному поведению одних и неправомерному поведению других. Следовательно, правосознание проявляется в различных видах. Выделение разновидностей правосознания может происходить на основе различных критериев.

    В зависимости от того, кто является носителем правовых идей, взглядов, переживаний, выделяют индивидуальное, групповое и общественное правосознание.

    Индивидуагъное правосознание свойственно отдельным людям, личностям, которые представляют собой совокупность их правовых знаний и оценок правовых явлений. Отношение индивида к праву формируется, когда он вовлечен в группу, общественное движение, политическую партию, поэтому индивидуальное правосознание тесно связано с правосознанием коллектива или определенной социальной группы. Через индивидуальное правосознание проявляется степень правовой активности, способность личности отстаивать свои права и свободы.

    Формами проявления индивидуального правосознания являются: приспособление индивида к действующей правовой системе, законопослушность, протест против существующей правовой системы, безразличие к действующему праву.

    Групповое правосознание обычно отражает интересы классов, этносов, профессиональных групп, объединенных в партии, движения, общественные организации.

    Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, принципы, теории, признанные большинством общества. Наиболее отчетливо общественное правосознание проявляется на выборах, референдумах, плебисцитах.

    Кроме того, правосознание различается по глубине отражения правовой реальности. В этой связи выцеляюг обыденное, научное и профессиональное правосознание.

    Обыденное правосознание представляет собой отношение к праву и законности, складывающееся на основе стереотипов, слухов, настроений, переживаний. Оно формируется под воздействием реальных условий жизни различных групп населения.

    Профессиональное правосознание составляют убеждения, традиции, стереотипы, которые формируются у юристов-практиков. Это правосознание играет важную роль в развитии права и его применении, поскольку многие юристы в качестве законодателей создают нормативные правовые акты, а в качестве судей, следователей, про- куроров. нотариусов применяют его. Во многом профессиональное правосознание является отражением качества юридического образования в стране, а также тех традиций, которые сложились в юридической практике.

    Научное правосознание представляет собой систему доктрин, концепций, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы. По этой причине научное правосознание должно определять развитие законодательства, правовых институтов и права в целом.

    Типы правосознания. Содержание правовых установок и ценностных ориентации, доминирующих в обществе, позволяет выцелшъ два типа отношения к праву, следовательно, два типа правосознания: юридическое мировоззрение и правовой нигилизм Они являются крайними вариантами правовых ценностных установок, соответственно признающих ценность права и отрицающих необходимость в нем, между которыми может располагаться ряд промежуточных правовых ориентации.

    Например, правовой инфантилизм можно рассматривать как тип правосознания, характеризующийся несформированностъю правовой установки, обусловленной недостаточностью правовых знаний при завышенной самооценке собственного правосознания.

    Крайне отрицагльное отношение к праву выражено в криминальном («перерожденном») правосознании, которое не отрицает ценности права, однако использует знания о праве в преступных целях.

    Поведенческая реакция может быть основана на вольном обращении с законами, которое обусловлено небрежностью, неорганизованностью субъекта права. В данном случае тип правосознания приобретает форму правового дилетантизма.

    Уважение к праву, вера в его способность разрешать все социальные конфликты, готовность соблюдать и исполнять законы составляют содержание правосознания, именуемого юридическим мировоззрением. Наиболее отчетливо оно прослеживается в докгрине естественного права, утверждающей идею равенства и неотчуждаемости прав человека по факту рождения.

    Возникновение этого типа правосознания связано с развитием гражданского общества, отрицавшего сословное деление людей и утверждавшего принципы формального равенства, субъективных прав и их судебных гарантий. Юридическое мировоззрение оказало большое влияние на формирование правового государства в западных странах, правовой культуры, законопослушности их граждан.

    Чрезмерная абсолютизация преобразовательной роли права, завышенные ожидания, оторванные от реальных экономических, политических, организационных условий, способны породить правовой идеализм, правовой романтизм. Этот тип правосознания характеризуется чрезмерными, заведомо несбыточными надеждами на право, закон в качестве главных средств избавления общества от негативных явлений, таких как преступность, коррупция, войны и т. д.

    Прямо противоположное отношение к праву у нигилистов (в пер. с лат. — ничто). Правовой нигилизм — это тип правосознания, основанный на негативном, отрицательном отношении к праву и закону. Подобное неуважительное отношение к праву имеет место в тех обществах, где идеи прав и индивидуальных свобод оказываются невостребованными и не представляют главной ценности для людей.

    Одной из причин распространения правового нигилизма является правовое невежество, отсутствие элементарных знаний о праве. Значительно более серьезны психологические корни данного явления. Они кроются в недоверии в преобразующую, конструктивную роль права, его способности оказывать влияние на судьбы миллионов простых обывателей. По этой причине простые граждане стремятся действовать в обход существующих норм права.

    Правовая культура. Понятие «культура» достаточно давно и прочно вошло в наш обиход. Однако за ним не сохранилось какого-то четкого содержания, поэтому существуют его различные толкования. Термин «культура» происходит от лат. Ыеге— возделывать, культивировать землю. Однако лишь в XVIII в. термин «культура» стал употребляться для характеристики человека, его манер, начитанности. Обычно культурными считались аристократы. Позже аристократический оттенок понятия исчезает. Культура уже представляется как убеждения, ценности и формы их выражения, которые являются общими для какой-либо группы. С помощью этих средств культура упорядочивает опыт, регулирует поведение людей. Кроме этого, ку льтл ра отбирает общественно полезные стандарты поведения и запрещает общественно вредные.

    Культуру не следует ограничивать лишь материальными и духовными достижениями, которые созданы трудом человека. Культура отражает уровень, качество развития общественной жизни, проявляющиеся в деятельности человека. Совместное цивилизованное существование людей требует, чтобы они взаимодействовали на основе общепризнанных правил, были привержены определенным идеалам и ценностям, которые в своей совокупности и формируют культуру.

    Одной из форм существования таких общеобязательных правил является право. Следовательно, правовая культура представляет собой разновидность культуры общества в целом. Она характеризует уровень развития правовой деятельности и выражается в правосознании, образе мышления, системе ценностей, признанных в обществе стандартах поведения. Формирование относительно высокого уровня правовой культлры населения, профессиональной культуры государственных служащих, должностных лиц оказывает непосредственное влияние на укрепление не только правового, но и социального, демократического, светского государства.

    В отечественной юриспруденции существует понимание правовой ку льтлры в широком и узком смыслах. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты: законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание. Тем самым правовая культура отождествляется с правовой системой.

    Понимание правовой культуры в узком смысле связано с характеристикой правовой деятельности, ее уровня, направленности, форм и способов, что и обусловливает качество правовой жизни. Именно в узком смысле, как качественную характеристику юридической практики официальных органов власти и правового поведения индивидов следует употреблять термин «правовая культура». Следовательно, правовая культура общества — это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельности, качестве нормативных правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

    Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, ориентации, выражающих отношение общества и индивида к праву, а правовая культлра представляет собой положительный тип отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений.

    Поэтому правовая культура - понятие более широкое, нежели правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, включает в себя степень знания права, правовые ориентации, лежащие в основе деятельности исполнительной власти, должностных лиц.

    Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.


    Please publish modules in offcanvas position.