Основы права - Оспанов К. И. - Государственное регулирование земельных отношений

    Содержание материала

    Государственное регулирование земельных отношений.


    Государственное управление земельным фондом представляет собой важнейшее направление в системе государственного управления, выступает необходимым организационным условием обеспечения рациональности использования и эффективности охраны земель. Государственное управление земельным фондом по своей значимости относится к основным функциям государства.

    Правовая основа государственного управления в области использования и охраны земель является одним из важнейших институтов земельного права. Нормами земельного права определены содержание, функции, формы и методы управления земельным фондом.

    Управление земельным фондом представляет собой организационную, исполнительно-распфядительную деятельность соответствующих государственных органов, направленную на обеспечение рационального использования и охраны единого земельного фонда страны и достижение (установление) тем самым земельного правопорядка. Под земельным правопорядком понимается система земельных отношений, соответствующая в должноймфе целям и задачам земельной политики, закрепленным в правовых принципах и нормах земельного права.

    По характеру управления и объему его функций государственное управление земельным фондом подразделяется на общее и отраслевое (межотраслевое) управление.

    Общее государственное управление осуществляется органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер, охватывает все земли в пределах определеннойтфритории (государства в целом, региона, области или других административно-территориальных образований) без каких-либо изъятий, независимо от субъектов права на землю и правовой формы принадлежности земель.

    Отраслевое (межотраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, агентствами, комитетами и другими ведомствами и службами, распространяется на земли отдельных отраслей либо смежных отраслей экономики и не зависит от территориального размещения земель.

    В обеспечении земельного правопорядка, особенно в условиях возрастания экономической и социальной значимости негосударственных форм землепользования, существенное значение имеет также внутрихозяйственное управление землями, осуществляемое самими собственниками земельных участков, землепользователями, арендаторами и другими временными землепользователями.

    К основным функциям государственного управления земельным фондом принято относить: осуществление земельного мониторинга; весенние землеустройства; ведение государственного земельного кадастра; определение функционально-целевой структуры земельного фонда; планирование использования и охраны земель; распоряжение земельным фоццом (распределение, перераспределение земель посредством их предоставления и изъятия); контроль за использованием и охраной земель; обеспечение исполнения земельного законодательства (разрешение земельных споров, ответственность за нарушения земельного законодательства).

    В связи с вовлечением земель в гражданский оборот возникла новая функция — формирование и защита рынка земель и земельных прав.

    Для надлежащей организации управления земельным фондом первостепенное значение имеют учет земель, осуществление земельного мониторинга, ведение государственного земельного кадастра. Информация, полученная в результате осуществления этих функций, является базовой при проведении зонирования, планирования, использования и охраны земель; при распределении земель; разрешении земельных споров, вопросов ответственности за правонарушения и возмещения причиненного ущерба.

    Планирование использования и охраны земель обеспечивает рациональное распределение земель и эффективную организацию землепользования, надлежащий учет природоохранных и землеохран- ных требований. Планирование использования и охраны земель предусмотрено в Земельном кодексе РК, в Законе РК «Об охране окружающей среды», в природоресурсовых кодифицированных актах. Если ранее объектом планирования главным образом являлись земли сельскохозяйственного назначения, то в настоящее время им охватывается весь земельный фонд страны. Земельным кодексом РК предусмотрена разработка государственных программ по рациональному использованию земель, сохранению и повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими мероприятиями по охране окружающей среды (ст. 13 Кодекса о земле).

    Государственное управление земельным фондом осуществляется единой системой государственных органов, включающей представительные органы, а также исполнительно-распорядительные, судебные органы и наделенной соответствующими властными полномочиями по регулированию земельных отношений. К представительным органам относятся: Президент РК, Парламент РК и его палаты (Сенат и Мажилис), маслихаты административно-территориальных единиц различных уровней. Все представительные органы относятся к органам общей компетенции. Исполнительно-распорядительные органы в зависимости от содержания и направленности полномочий по управлению земельным фондом подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

    К исполнительно-распфядительным фганам общей компетенции относятся Правительство РК, местные исполнительные органы всех уровней - областные, районные, городские, поселковые; аульные исполнительные фганы; деятельность органов общей компетенции распространяется на земли всех категорий в пределах определенной тф- ригории (территории государства в целом или территории соответствующей административно-тфритфиальной единицы).

    К основным органам государственного управления специальной компетенции относятся: Агентство РК по управлению земельными ресурсами (бывший Государственный комитет РК по земельным отношениям и землеустройству, позднее преобразованный в одноименный комитет Министерства сельского хозяйства РК); органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, включающее специализированные природоресурсовые и экологические ведомства—Комитет охраны окружающей феды, Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, Комитет по водным ресурсам; Министерство сельского хозяйства РК. Их деятельность распространяется на всю территорию страны и охватывает различные аспекты регулирования отношений по поводу всего земельного фонда.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    · Покакимпараметрамэкологическоеправоотноситсяксамостоятельнойотраслиправа?

    · НазовитеосновныезаконыРК, относящиекохранеокружающей

    · Охарактеризуйтепредмет, методы, систему, источникиземельногоправа.

    · Чтоозначаетобщееиспециальноеприродопользование?

    · Перечислитевидыюридическойответственностизаэкологическиеправонарушения.




    Please publish modules in offcanvas position.