Теория государства и права - Легальность и легитимность государственной власти

    Содержание материала

    Легальность и легитимность государственной власти

    Общая характеристика к достижению мирового господства. Такое присвоение власти называют узурпацией.

    Нормативный (легальным )путь устроения (конституирования) государственной власти предлагает наличие нормативной модели формы государственного правления и территориального устройства, системы власти (разделение властей), структуры аппарата государства и др. Если гос. власть формируется, оформляется в соответствии с конституционной (преимущественно) моделью и в определённом порядке- (законами о выборах, о престолонаследии и др.), то она получает своего материального носителя легальным путём. Легальная (легализованная) власть в государстве - это сформированная (оформленная) в соответствии с заранее определённой нормативной моделью, принятой материальными её носителями, функционирующая в русле законодательно определенных полномочий и юридических ограничений, ориентированная на обеспечение потребностей общественного прогресса.

    Легитимная государственная власть характеризует качественную сторону её отношения и взаимодействия с населением. Легитимность определяется как признание легальной государственной власти, подавляющим большинством граждан страны как единственно возможной. Предпосылки легитимности складываются в связи с формированием гражданского общества и демократического социального государства. Это, прежде всего, самодостаточность экономической системы общества, самоидентификация населения и развитость институтов гражданского общества, реализованность основных прав и свобод человека и гражданина, социальная ориентированность государственной деятельности, наконец, законность (легальность) самой государственной власти.

    Переходное общество и государство в России, находящиеся в условиях социальной напряженности, неуверенности, нестабильности, олигархической экономики, коррумпированного чиновничества, обнищания населения и т.п. не создают предпосылок для придания государственной власти легитимной. Можно говорить о поисках путей легитимации государственной власти, положительные тенденции которой дадут о себе знать в связи с формированием гражданского общества и гармонизацией его взаимодействия с демократическим государством.

    Классовость этого типа государства проявляется и в системе духовного порабощения эксплуатируемых. Особая роль здесь отводится религиозным культам, создателями и организаторами отправления которых стали жрецы, стоявшие в иерархии социальной лестницы даже выше чиновничества. Особенно это сказалось на структуре древневосточных обществ - кастовом строе, деспотической власти, религиозном фундаментализме, наложивших отпечаток на современные реальности жизни.

    Помимо классовых задач и соответствующих функций, рабовладельческое государство занималось решением таких вопросов, которые затрагивали интересы не только рабовладельцев, но и всего общества. Это организация общественных работ в масштабе всего государства (ирригационные, оросительные и др.), это развитие науки, географические открытия и т.п. Уже рабовладельческое государство начинает выполнять общесоциальную роль.

    Рабовладельческое государство, тем не менее, является неразвитым, поскольку само общество накапливает противоречия, обусловленные системой отношений собственности, эксплуатацией и классовым подавлением. Государство сотканное из таких противоречий в недрах общества не может не быть орудием диктатуры меньшинства по отношению к эксплуатируемому большинству. Отсюда отсутствие исторической перспективы его сохранения, даже если учитывать инерционность и консерватизм любого, в том числе рабовладельческого государства.

    Естественный ход развития общества приводит к складыванию феодальных производственных отношений, основанных на феодальной собственности на орудия и средства производства) «дальней системе хозяйства. Последняя обусловливает социальную структуру общества и доминирующую роль в ней духовенства, дворянства, а затем и "третьего" сословия "денежных мешков»- купцов, мещан, т.е. тех слоев, из которых возникает буржуазия. Это с одной стороны. С другой - непосредственными производителями материальных благ были прикрепленные к земле крепостные крестьяне, связанные с собственником земли (феодалом, помещиком) отношениями ренты - отработочной, продуктовой, денежной. В любом случае отношения эксплуатации дополнялись личной зависимостью крепостного крестьянства от феодала. Уже нет полной собственности над производителем материальных благ, как это было при рабовладении. Однако крепостное право определяло вид и меру личной зависимости крепостного крестьянина от помещика.

    Феодальному строю социальных связей соответствовало феодальное государство - политическая организация власти господствующего в обществе класса феодалов, осуществляющего диктатуру над крепостным крестьянством - большинством населения страны. Оно, как и всякое эксплуататорское государство, решает главные задачи: закрепления и охраны феодальной собственности на орудия и средства производства и системы хозяйства, организованного подавления крепостного крестьянства, безраздельного господства теологического мировоззрения, стержнем которого являлся принцип богословия "нет власти не от бога".

    Главным задачам соответствуют основные внутренние функции феодального государства - это основные направления деятельности, непосредственно выражающие его классовую сущность, характеризующие роль и назначение в феодальном обществе.

    Феодальное государство, как и всякое эксплуататорское, наряду с решением классовых задач и осуществлением классовых функций, занималось решением общих дел в интересах всего общества. Оно поддерживало религиозное воспитание населения, обеспечивало сохранение в Западной Европе юридических традиций средствами канонического права, а затем через рецепцию классического римского права. Феодальное государство, наконец, не препятствовало восстановлению гуманистических традиций и ценностей в эпоху Возрождения и просветительства, а также великим открытиям во многих областях научных знаний.

    Тем не менее, логика развития любого классового государства - от его возникновения, до кризиса и упадка оказалась свойственной и феодальному государству, разделившему участь рабовладельческого государства. Определяющим для этого процесса стало возникновение новых, более прогрессивных социальных связей, основанных на личной свободе и юридическом равенстве, давших несоизмеримое с эпохой феодализма раскрепощение энергии общества на  пути к прогрессу.

    Новые социальные связи при этом складываются в недрах феодализма в связи с реализацией троякого рода предпосылок. Прежде всего, речь идет об экономических предпосылках, в основе которых лежат с одной стороны, свобода форм собственности и Форм реализации ее потенциала; с другой - свобода рабочих рук. Само по себе это требует коренных преобразований: ликвидации сословного неравенства, крепостного права, обеспечения решающего преимущества для развития производительных сил новых производственных отношений. Одновременно давали о себе знать социальные предпосылки формирования институтов и отношений, основанных на свободе и формальном равенстве. Социальную основу нового строя составляли крепостное крестьянство, обладатели свободных рабочих рук, буржуазия, обнищавшее духовенство и дворянство, т.е. подавляющее большинство населения. Кроме того, сложились интеллектуальные предпосылки для возникновения соответствующей строю социальных связей государственности. Это идеология школы естественного права и договорная теория государства. Целая плеяда великих мыслителей эпохи Возрождения провозглашает неизменными, вечными, неотделимыми от природы человека права на свободу, справедливость, равенство, собственность и др. не связанные усмотрением и волей государства. Более того, государству вменялось в обязанность признать и охранять естественное право. Если государство не считается с ним, то возникает  право народа на восстание против такой власти. В условиях действия названных предпосылок возникает государство, именуемое буржуазным. На первых этапах это эксплуататорское государство, но на рубеже ХХ-ХХ1 веков происходят изменения сущностного порядка, при которых государство становится цивилизованным  и неформационным.

    В связи с этим буржуазное государство проходит три этапа своего развития, соответствующих этапам развития общества. На первом этапе сложилось общество, в основе которого лежит капиталистическая частная собственность, наемный труд лично свободного работника, свободная конкуренция капиталов и носителей свободных рабочих рук.

    Этому этапу соответствует буржуазное (классовое) эксплуататорское государство. Оно является политической организацией власти, выражающей интересы доминирующего в обществе класса буржуазии, решающей главные задачи закрепления частной собственности на средства производства и систему эксплуатации свободного труда, подавления эксплуатируемых, идеологической обработки населения. Сущность этого государства раскрывается в соответствующих таким задачам основных функциях.

    Буржуазное государство вместе с тем характеризуется рядом особенностей. Во-первых, закрепляя частную собственность и систему эксплуатации, буржуазное государство выполняет роль "ночного сторожа", охраняет только внешние условия эксплуатации, не вмешиваясь в отношения собственности и предпринимательства. Во-вторых,, охраняя внешние условия эксплуатации, буржуазное государство использует метод либерализма, лавирования между политическими силами, подкармливая, либо лишая поддержки социальные слои для укрепления своей власти. Уже тогда доминирующий класс обнаруживает в шкале ценностей понимание опасности социальных противостояний и напряжений. Это понимание сложилось тогда, когда не было еще достойной политической силы, противостоящей буржуазному господству, а политику либерализма и формирование либерально-демократической системы можно было позволить. В-третьих, на первом этапе складываются основные институты буржуазной демократии: избирательное право, народное представительство, значительная роль парламентских учреждений, система разделения властей, права человека, в целом, складывается режим парламентаризма. В-четвертых, буржуазное право на этом этапе выражает волю буржуазии и обеспечивает ее интересы - для них закон свят» В этих условиях складывается режим законности, тем более, что в праве получают выражение общедемократические принципы: священность и неприкосновенность собственности, свобода, формальное равенство, нет преступления и наказания без указания в законе и т.п. В-пятых, сфера политической жизни приобретает контуры системности, складывается многопартийные системы.

    К рубежу Х1Х-ХХ вв. эпоху свободной конкуренции в экономической жизни сменяет господство монополистических объединений. Экономический монополизм дополняется концентрацией и централизацией в политической сфере, оборачивающейся политической  бескомпромиссностью  и  конфронтационными  тенденциями внутри общества и государства, а также за их пределами,

    Изменения в обществе рубежа ХIХ-ХХ вв. накладывают отпечаток на государство. Сужается экономическая и социальная его база, государство начинает обслуживать интересы класса монополистической буржуазии, становится комитетом, управляющим его делами.  Здесь просматриваются изменения сущностного характера. Это первое.

    Второе. Государство, опираясь на экономическую мощь, переходит от методов либерализма к методам насилия, прежде всего при урегулировании нарастающих противоречий между трудом и капиталом  в международных делах.

    Третье. В этих условиях происходит кризис буржуазной демократии, первыми проявлениями которого являются падение роли .парламентов  и возобладание системы министериализма, бюрократизации и милитаризации государственного аппарата, его сращивание с аппаратом монополий и др. Складывается, поэтому буржуазное империалистическое государство, ставящее     в условиях бескомпромиссности и противостояний мир на грань мировых империалистических войн.

    Четвертое. Вместе с кризисом парламентаризма происходит разрушение режима буржуазной законности, которая проявляется в связи с предприятием открытых террористических действий против политических противников, принятием неконституционных законов (Тафта-Хартли, Маккарена-Вуда), непосредственным правотворчеством монополий, а также по линии истолкования законов в удобном для элиты общества ключе.

    В целом буржуазное империалистическое государство обострило противоречия общества, обозначило драматические перспективы его движения либо к так называемым пролетарским революциям, либо к фашизации политических режимов. Леворадикальные либо праворадикальные тенденции стали господствующими в Европе в первой трети XX в.



    Please publish modules in offcanvas position.