Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать обусловленные закономерностями его развития и функционирования общие требования, определяющие в силу их законодательного закрепления и регулирующей роли организационные основы, эффективное решение задач и осуществление функций оптимальными средствами.
Определяющими для всего облика государственного аппарата являются такие фундаментальные (общецивилизационные) принципы, как:
- приоритета общечеловеческих ценностей в государственно-правовой жизни общества - свободы, равенства, справедливости;
- демократизма организационных и деятельных основ, прежде всего во всемерном осуществлении основных прав и свобод человека и гражданина;
- разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при эффективности сбалансированных юридических ограничений этих ветвей власти;
- законности как обязанности государства, его органов, органов местного самоуправления, должностных лиц обеспечивать правомерность при осуществлении властных полномочий, точную и единообразную реализацию норм права всеми субъектами права.
Названные принципы отражают действие наиболее общих для всего государства закономерностей, действуют во всей сфере государственно-правовой жизни, в том числе имеют определяющее значение для организации и деятельности государственного аппарата.
Вместе с тем собственно организация и деятельность аппарата и механизма государства определяются специфическими принципами. Среди них называют:
- принцип федерализма, определяющий структуру государственного аппарата в РФ, разграничение полномочий федерального центра и субъектов федерации (ст.ст. 71-73, 76 Конституции РФ);
- принцип гласности, обеспечивающий прозрачность, доступность и информированность населения относительно порядка формирования и деятельности органов государства;
- принцип профессионализма, который служит ориентиром в кадровом обеспечении корпуса государственных служащих, чиновников;
- принцип бюрократизма - противостоит тенденции бюрократизации государственного аппарата и содержит требование обезличенности государственной работы в сочетании с господством оптимальных юридических процедур;
- принцип безусловной ответственности чиновника в случаях уклонения от приведения в действие полномочий, когда это входит в его обязанность, либо виновного в нарушении процесса реализаций этих полномочий.