Теории происхождения государства и права
Теологическая, матриархальная, договорная, насилия, психологическая, органическая, марксистско-ленинская, естественноисторическая теории происхождения государства и права. Общий обзор
Теологическая теория (Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.). Это одна из самых древних и одновременно «сквозных» теории, которая, с одной стороны, государство и право оценивала как продукт деяния Творца, тайну замысла которого постичь невозможно. Божественная природа государственной власти не нуждались в каких-либо научных и обыденных интерпретациях, она априори освещалась кастой жрецов и служителей культов, утверждая престиж этой власти. (С другой стороны, все стоящие у руля государственной власти искали опору и божественное обоснование земного государства и наличного правопорядка, упуская даже соперничество религиозной и светской властей, заканчивающееся всегда компромиссом.
Патриархальная теория, у истоков которой стоял Аристотель, имела широкое распространение в Древней Греции, Древнем Риме, и была востребована в эпоху средневекового абсолютизма. Аристотель считал, что человек - это существо политическое, он не может существовать вне форм организации жизни. Люди объединяются в патриархальные семьи, селения, полисы. Государство -это разросшаяся семья, а её власть становится продолжением и усовершенствованием власти отцовской, власти домохозяина.
В этой связи патриархальная теория пустила глубокие корни и российской традиции веры в «хорошего царя», «отца народов», хозяина». На сегодняшний день почва неразвитости демократических институтов и слабости юридических традиций обусловили сохранение соответствующих психологических стереотипов населения.
Договорная теория происхождения государства и права берет начало еще в Древней Греции (софисты, Эпикур). Представлялось, что государство - это договорное объединение людей на началах справедливости.
Эпоха возрождения древнегреческой гуманистической традиции дала миру имена Д, Локка, Г. Гроция, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А. И. Радищева и др. Представители данной теории считали, что государство произошло не по воле Бога, а в результате сознательной деятельности людей. Государству предшествует естественное состояние людей, которое оценивается как «война всех против всех» - результат безграничного обладания правами и свободами, данными от рождения, естественными правами. Для гарантирования естественных прав и свобод., либо для установления мира и благополучия, люди заключают общественный договор. По этому договору учреждается государственная власть, охраняющая неотчуждаемые права человека: свободу, собственность, безопасность и т.д., а люди обязуются подчиняться созданной власти, передавая часть своей свободы и власти государству.
Такой подход к добровольному объединению людей в государственно-организационную форму жизни общества подводил почву правомерности под наличную государственную власть. Вместе с тем есть недобросовестные, некомпетентные властители, стремящиеся к обладанию неограниченными полномочиями и ограничению свободы, равенства, естественных прав в целом. Одни сторонники договорной теории склонялись к необходимости компромисса в рамках конституционной монархии (Д. Локк, III. Л. Монтескье), другие - обосновывали естественное право народа на свержение недобросовестного монарха революционным путем, через восстание народа (Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев). Из этого можно сделать вывод о том, что договорные теории происхождения государства имеют демократическую природу, пронизаны духом гуманизма.
Теория насилия исходит из того, что государство возникает в результате завоевания одного народа (территории) другим (А, Гумшювич, К. Каутский, Е. Дюринг), а также удержания завоеванных территорий и народов, юридического закрепления власти завоевателей. Поэтому государство является силой, извне навязанной обществу, а не результатом внутреннего развития.
Принимая во внимание определенное значение завоевательных факторов в происхождении государства, не следует их абсолютизировать. Они действуют вместе с другими факторами, соотносимыми с господствующими тенденциями развития общества, в цепом закономерно вызывающими к жизни государство и право.
Марксистко-ленинская происхождения государства и права жестко связывает этот процесс с появлением производящей экономики, классовой дифференциацией населения и системы эксплуатации одного класса другим, с необходимостью насильственною удерживания в повиновении эксплуатируемых классов. Государство является продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий. Построение бесклассового общества, полного коммунизма по марксистско-ленинской теории приведет к отмиранию государства и права.
Названные и другие теории происхождения государства и нрава характеризуют целостную картину этого процесса. Каждая из них имеет определенный смысл и отражает отдельные его стороны, но в них имеют место и издержки. Объяснение этому нужно видеть и сложности процесса происхождения государства и права, в научных предпочтениях представителей теорий, в классовых интересах, которые находят в них отражение.