Теория государства и права - Политические (государственно-правовые) режимы

    Содержание материала

    Политические (государственно-правовые) режимы

    Наиболее динамическим  компонентом  формы  государства является политический (государственно-правовой)  режим. Он определяется как совокупность приемов, способов и средств осуществления власти в государстве.

    Политический (государственно-правовой) режим оценивается исходя из признания и гарантированности: основных прав и свобод человека и гражданина, из развитости гражданского общества и действенности институтов демократии, из эффективности правовых ограничений по отношению к полномочиям структур власти, из состояния законности и правопорядка в стране. В конечном счете, политический (государственно-правовой) режим показывает степень напряжения в осуществлении власти, что находится в определенной зависимости от соотношения сил в обществе, наличия или отсутствия согласия между социальными слоями и группами населения, от способности государства приводить общество к согласию и равновесию. В связи с этими фактами различают демократические И недемократические (тоталитарные) режимы.

    Демократические режимы характеризуются следующими показателями;

    1. Приоритетом личности над всеми другими интересами и ценностями, гарантированным осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина.

    2. Демократическим порядком формирования и функционирования структур власти (избирательная система, разделение властей, отсутствие единого центра власти, подконтрольность, в целом режим парламентаризма)

    3. Наличием политического плюрализма - многопартийная система, многоканальность выражения и учета интересов социальных слоев и групп населения, безусловный учет интересов меньшинства и др.

    4. Идеологическим   плюрализмом,   открытой   информацией, свободными СМИ.

    5. Приматом частного права над публичным правом, обеспечением равенства граждан перед законом, наличием режима законности в деятельности органов государства, органов местного самоуправления, должностных лиц.

    6. Наличием эффективного механизма перевода объективных потребностей развития общества и интересов народа в плоскость государственной политики и права.

    7. Демократический   режим   осуществления   власти   может быть   представлен   несколькими   разновидностями:   либерально-демократическим, социально-демократическим. Как частное проявление демократического режима в сфере собственно правовой жизни следует видеть режим парламентаризма, конституционализма, законности.

    Недемократические (тоталитарные) режимы характеризуются следующими показателями:

    1. Приоритетом государственных начал и интересов над всеми другими интересами и ценностями. Государство здесь проникает во все поры жизни общества, в том числе в частную жизнь, оно поглощает общество.

    2. Тяготением к единоличной власти харизматических лидеров (вождей), нередко придание такой власти сакральных свойств (монументы, мавзолеи и др.).

    3.  Наличием однопартийной системы, даже если формально существуют две или несколько партий, огосударствлением этой партии и других, официально признаваемых негосударственных организаций (ст. 6 и 7 Конституции СССР 1977 г.).

    4.   Отсутствием системы разделения властей, юридических пределов в деятельности органов государства и должностных лиц, их юридической ответственности перед населением, избирателями.

    5. Приоритетом политики над экономикой, правом, обществом в целом, отчуждением населения от собственности и власти.

    6.  Приматом публичного права над частным правом, возобладанием ограничительно-запретительного для граждан порядка правового регулирования, господством патерналистского правосознания и криминального мышления населения страны.

    7.  Монополизацией информации и господством единственной идеологии.



    Please publish modules in offcanvas position.