Теория государства и права - Формы государственного устройства

    Содержание материала

    Формы государственного устройства

    Форма государственного устройства определяется как территориальная организация государства, порядок формирования и взаимодействия территориальных единиц с государством в целом на правовой основе.

    По формам государственного устройства различают следующие разновидности государств: унитарные, федерации, конфедерации, содружества государств.

    Унитарные (простые) государства - это такие, территория которых образует административно-территориальные единицы, не имеющие признаков государственных образований (Польша, Франция и др.).

    Особенности унитарного государства.

    1.Это централизованное государство, не имеющее в своем составе территориально обособленных государственных образований.

    2.Такое государство имеет единую систему власти (законодательную, исполнительную, судебную), а территориальные органы подконтрольны центру.

    З.Оно имеет единую систему законодательства.

    4. Имеет единую систему налогообложения.

    5. В унитарном государстве существует единое гражданство. 6.Это государство имеет единый центр представительства в международных отношениях,

    В целом унитарное государство характеризуется единством, целостностью, неделимостью его территории.

    Федеративное государство имеет сложную территориальную организацию, состоящую из государственных образований (субъектов федерации), обладающих определенным объемом суверенных прав (ФРГ, Россия, США и др.).

    Каждое федеративное государство характеризуется собственной спецификой, исходя из исторических особенностей, традиций, национального состава населения и т.п. Однако федерациям присущи общие признаки следующего порядка:

    1.  Федерации имеют два уровня организации власти - федеральный и субъекта федерации (законодательные, исполнительные и судебные ветви власти).

    2.  Формируются две системы законодательства: федеральное и субъектов федерации,

    3.  Создается возможность иметь гражданство общефедеральное и гражданство субъекта федерации.

    4. Существует двухканальная система налогообложения,

    5. Отсутствует право выхода из состава федерации.

    6.  Субъекты федерации самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства.

    Юридическими основаниями формирования (оформления) федерации являются конституции либо федеративные договоры. Возможно сочетание первых и вторых. Так или иначе, но закрепляются предметы ведения и полномочия федерации, ее субъектов, совместного ведения федерации и ее субъектов.

    Конфедерация - это государственно-правовой союз суверенных государств, создаваемый для достижения определенных целей. Конфедерация характеризуется следующими показателями.

    1. Это не союзное государство (как в федерации), а союз суверенных государств.

    2.  Создание конфедерации не образует нового государства. Это договор между суверенными государствами.

    3. В конфедерации есть право выхода из союза и договора.

    4.  В конфедерации нет единой централизованной власти - законодательной,    исполнительной,    судебной.    Конфедеративные структуры создаются из представителей суверенных государств и не имеют властных полномочий по отношению к населению.

    5.  Конфедерация не имеет единой территории, налогообложения, финансовой системы.

    6. Опыт показывает, что конфедерация - это союз временный, переходный в союзное государство (федерацию), либо распадающийся по мере достижения целей или в силу других обстоятельств.

    Содружество государств - это союз суверенных государств, складывающийся на основе экономической, ресурсной, социально-культурной, образовательной, валютной и др. интеграции, создающий условия для взаимовлияния и выравнивания развития, входящих в состав союза субъектов (Европейский союз, возможно СНГ).

    1. Содружество государств, как правило, формируется на базе достигнутого уровня развития - рыночная динамичная экономика, ценности демократии, в том числе признание и реализация основных прав человека, развитость и адаптируемость   правовой системы и др.

    2.  Содружество государств складывается на международно-правовой договорной основе.

    3.  Государства содружества не утрачивают и не уступают в пользу союза суверенных прав.

    4. Члены содружества имеют право выхода из союза.

    5.    Содружества   могут   формировать   надгосударственные структуры и правовые институты (европарламент, европравительство, евросуд, Интерпол, евроконституция и др.), не имеющие властных полномочий по отношению к гражданам государств.

    6.  В содружестве нет единой территории и границ, единого гражданства, единой системы налогообложения и финансовой системы, но возможно единое таможенное пространство, валюта и др.

    7.  Решения органов содружества (соглашения) не имеют императивного значения для его членов (см. схему IV).



    Please publish modules in offcanvas position.