Теория государства и права - Структура правовой формы деятельности и юридической практики. Юридическая процессуальная форма

    Содержание материала

    Структура правовой формы деятельности и юридической практики. Юридическая процессуальная форма

    Обнаружение сущности и обозначение видов юридических процессов создает условия для установления однопорядковости организационных основ государственной работы при различии целей, задач, достигаемых при разрешении жизненных ситуаций, содержания и порядка осуществления деятельности, этапов и результатов ее реализации. При всем разнообразии здесь единой и одноплановой, позволяющей сформулировать представление о юридическом процессе в его целостности, отвлекаясь от индивидуальных особенностей каждого из видов, является юридическая процессуальная форма,

    Как идеальная модель, конструкция видов юридических про-цессов5 юридическая процессуальная форма складывается из компонентов, образующих структуру. Последняя открывает возможности, с одной стороны, сформулировать универсальные знания о юридическом процессе; с другой - обобщенные сведения дифференцировать на компоненты, с выходом на детализацию и установление специфики каждого из его видов. К числу элементов юридической процессуальной формы, нашедших отображение в отечественном процессуальном законодательстве, практике, научных исследованиях, следует относить:

    1. Субъектный состав юридического процесса. Прежде всего, это органы государства, органы местного самоуправления, должностные лица, по делегированным полномочиям негосударственные организации. Правовой статус этих участников процесса имеет специальный характер и складывается в законодательстве не просто как совокупность корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Статусные предписания для таких субъектов определяют компетенцию, предмет ведения властные полномочия. Процессуальные нормы определяют также субъективные орава и обязанности других, участников процесса - физических лиц, организаций-(юридических лиц), которые включаются в процесс по разноплановым основаниям. Учредительный процесс - это избирательные комиссии, кандидаты в депутаты, наблюдатели и др. Правотворческий процесс - субъекты правотворческой инициативы, фракции, эксперты и др. Правоприменительный процесс - истцы, ответчики, -свидетели, эксперты и др. Статус и первой названной категории субъектов юридического процесса, и второй категории участников процесса закреплен, безусловно, нормами процессуального права,

    К числу процессуальных норм (предписаний) поэтому относятся не только те, которые определяют порядок, последовательность совершения процессуальных действий, процедуру реализации норм материального права (М.И. Байтин, О.В., Яковенко), но и правовой статус как лидирующих в процессе субъектов, так и иных его участников.

    Права и обязанности первых здесь выражены в форме юридической компетенции, предмета ведения, властного полномочия, другие участники процесса обладают субъективными правами, юридическими обязанностями, юридической ответственностью, предусмотренными соответствующими процессуальными предписаниями.

    2. Предметный компонент властно-организующей деятельности органов государства, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также по делегированным полномочиям негосударственных организаций,   традиционно именуется процессуальным производством (В. М. Горшенев). Предметная обособленность государственной деятельности в составе юридической процессуальной формы складывается в условиях разделения труда в связи с индивидуализацией целей .и функций органов и должностных лиц, формированием их компетенций, В компетенциях определяется объем публичных дел, подлежащих разрешению уполномоченными субъектами, а также вид и мера властных полномочий, правообя-занностей таких субъектов в связи с тем, что на них возложено бремя разрешения этих дел. Отсюда специализация и профессионализация при рассмотрении различных категорий производств, набор которых может быть различным в соответствии с видами юридических процессов и с отраслевыми процессуальными особенностями. Одновременно в силу формальной определенности процессуальных производств субъекты государственно-властной деятельности оказываются в условиях «длительной нормативной ориентации» (Ю.А. Тихомиров) (цели, публичные функции) при четко очерченном предмете деятельности, исключающем усмотрение относительно конкретного набора вопросов ведения, подсудности и др. Этот компонент в конструкции юридической процессуальной формы является главным средством в системе правового ограничения властной деятельности государственных структур и должностных лиц»

    3. Процедурная сторона властно-организующей деятельности управомоченных субъектов, которая всегда развернута во времени, предполагает юридическое закрепление порядка реализации норм материального права, последовательности совершения процессуальных действий (стадийность процесса), нередко сопровождается указанием на нормативные процессуальные сроки.

    При многоплановых оценках роли юридической процедуры в процессуальном праве следует видеть ее важное, но одновременно частное значение, например, в правоприменительном процессе (стадии применения норм права), в правотворческом процессе (стадии принятия закона) и др., поскольку в конструкции «юридическая процессуальная форма» юридическая процедура как порядок совершения процессуальных действий занимает только определенное место в ряду с другими статусными и предметными компонентами. Очевидно производное место юридической процедуры по отношению к этим исходным элементам конструкции. Прежде чем совершать властно-организующие процессуальные действия в порядке, определяемом процессуальными нормами, нужно создавать предварительные условия - конституировать субъектный состав, наделить их властными полномочиями разрешать определенный круг публичных дел. Это, естественно, становится определяющим для установления в законодательстве материально-правовых и процессуально-правовых границ.

    4. Результативность любого юридического процесса. Властно-организационная деятельность управомоченных  органов и  должностных лиц всегда является официальной (публичной) как с позиции установления юридических оснований принятия к рассмотрению и разрешению подведомственных дел, так и вынесения правового акта, венчающего результаты этой деятельности. В соответствии с видами юридического процесса следует различать правовые акты, фиксирующие результаты учредительной деятельности, акты правотворчества, акты применения норм права, акты контрольной и надзорной деятельности, акты официального толкования норм права. Важно, конечно., видеть и внутривидовые различия правовых актов.

    Формальное значение, роль и место каждого из правовых актов состоит в том, что, принимая к своему производству юридическое дело на основании формально обязательных оснований, управомоченный субъект обязан обеспечить его результативное разрешение в положительном (принять решение по существу), либо в отрицательном    (прекратить дело, отказать в возбуждении дела) смыслах. Юридическое дело, принятое к официальному рассмотрению, не может закончиться «ничем». Оно завершается юридически значимым результатом, правовым актом, порождающим, изменяющим, прекращающим правоотношения.

    5. Обеспечительный компонент юридической процессуальной формы, который создает и законодательно закрепляет условия для надлежащего качества принимаемых государственных решений.

    Основным правовым средством обеспечения законности и обоснованности выводов по результатам разрешения юридических дел во всех видах процессов нужно считать процессуальную ответственность. Последняя в условиях судебно-правовой реформы, особенно в связи с постановкой проблемы административной реформы, должна найти свое место как в цепи «цель-средство-результат», так и в самой «технологии» государственно-властной деятельности, которая нуждается в активизации усилий по использованию создаваемых в современном процессуальном законодательстве инструментов повышения ее качества и профессионализма.

    При этом процессуально-правовая ответственность в составе юридической процессуальной формы имеет значение вида и меры неблагоприятных последствий при создании препятствий на пути реализации прав (властных полномочий и других прав заинтересованных лиц) и исполнения обязанностей участников процесса, но самое важное - препятствий в реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Без этого звена категория «юридическая процессуальная форма» не может оцениваться жизнеспособной, ориентированной на выполнение вытекающего из ее природы назначения.

    Следует на этой основе установить, что юридическая процессуальная форма - это унифицированная конструкция любого вида юридического процесса, представленная логически связанными структурными элементами, взаимодействие которых приводит к удовлетворению потребности оптимизации различных видов государственно-властной деятельности.



    Please publish modules in offcanvas position.