ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ - НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Признаки и правовых форм государственной деятельности. Юридический процесс
Предмет научного освоения теории государства и права обусловлен не только характером и особенностями соотношения государства и права, как обособленных институтов общества, но и рядом общих для них вопросов, решение которых предполагает проникновение категорий государствоведения в теорию права, и наоборот. В частности, это относится к теории функций государства. Познание феномена функций государства как стратегических направлений его деятельности всегда приводит к представлениям о формах их реализации, прежде всего правовых.
Правовые формы разнятся по своему характеру и особенностям, учитывая разноплановость внутренних функций государства, специфику государственной работы по их реализации. Вместе с тем правовые формы осуществления функций государства содержат возможность унификации, выведения общих показателей для различных видов государственно-властной деятельности. Забегая вперед, назовем учредительную деятельность, правотворчество, правоприменительную деятельность, контроль, надзор и др.
Среди таких показателей следует обозначить:
а) властно-организационный характер деятельности, которая щ сгда является официальной (публичной);
б) осуществляется эта деятельность на основании полномочий и в рамках юридических ограничений;
в) деятельность всегда связана с разрешением юридических дел, подведением реальной жизненной ситуации под действие нормативных требований (потребностей);
г) порядок осуществления полномочий определяется (регулируется) нормами процессуального права;
д) результатом государственно-властной деятельности становится принятие правового акта (правотворческого, правоприменительного, акта официального толкования и др,);
е) государственно-властная деятельность требует использования приемов и правил юридической техники (В.М. Горшенев).
Правовые формы государственной деятельности - организационно-правовые виды реализации властных полномочий органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, по делегированным полномочиям негосударственными организациями, связанные с выполнением государственной работы (разрешением юридических дел) в порядке, предусмотренном процессуальными нормами, и наступлением юридически значимых результатов. По определенным здесь критериям правовыми формами государственной деятельности являются учредительная, правотворческая, правоприменительная, контрольная, надзорная, официальная интерпретационная,
Следует по тем же основаниям различать соответствующие виды юридических процессов - учредительный, правотворческий и др., а также юридической практики. Юридический процесс при этом является комплексным образованием, корреспондирующим по определенному срезу явлению «процессуальное право». Но если процессуальное право - это нормативный компонент юридического процесса, то последний охватывает деятельностный, предметный, результативный и др. компоненты.
Юридический процесс - совокупность правовых видов официальной государственно-властной деятельности субъектов-носителей властных полномочий, в соответствии с предметом ведения выполняющих государственную работу по разрешению жизненных ситуаций, связанных с обеспечением прав и законных интересов заинтересованных субъектов и достижению юридически значимых результатов, закрепляемых в правовых актах. Юридический процесс объединяет все правовые формы осуществления функций государства, все виды государственно-властной деятельности.