Теория государства и права - Признаки и понятие правотворчества. Функции правотворчества

    Содержание материала

    ПРАВОТВОРЧЕСТВО КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Признаки и понятие правотворчества. Функции правотворчества

    Среди правовых форм государственной деятельности важное значение имеет правотворчество.

    Оно характеризуется, прежде всего, как важнейшая организационно-правовая форма реализации властных полномочий, связанная с принятием нормативных документов. Признаками правотворчества являются все те, которые характеризуют любые правовые формы государственной деятельности. Это: а) властно-организационный характер правотворческой работы, ее официальность; б) осуществление правотворческой деятельности исключительно на основе полномочий и в режиме «разрешено только то, что закреплено в законе»; в) правотворчество связано с разрешением юридического дела - подведением жизненной ситуации под формируемую идеальную модель; г) порядок осуществления правотворческих полномочий определяется (регулируется) нормами процессуального права; д) результатом правотворчества становится принятие нормативного правового акта; е) в правотворчестве используются приемы и правила юридической техники. В контексте этих показателей правотворчество определяется как организационно-правовая форма властной деятельности управомоченных органов и лиц, связанная с разработкой и принятием нормативных правовых актов, восполнением пробелов и официальной систематизацией законодательства для обеспечения нормативного урегулирования общественных отношений.

    Предложенный перечень показателей феномена правотворчества создает условия для точной его характеристики. Во-первых, правотворчество не может смешиваться с нормотворчеством, т. к, оно охватывает фактические организационные формы складывания (создания) всех видов социальных норм (морали, корпоративных и др.). Правотворчество является частью общего явления нормотворчества. Во-вторых, правотворчество не может сравниваться с правообразованием. Последнее охватывает ряд предправотворческих этапов создания нормативного документа - обнаружение потребности в нормативном правовом урегулировании видов, области социальных связей, отработка концепции нормативного правового акта с прогнозированием целесообразности его принятия (предмет правового регулирования, правовые средства и др.), тщательное исследование возможных затрат, негативных, а также позитивных последствий принятия нормативного правового акта. Все это предправотворческий этап. Правотворчество начинается с официального поручения разработчикам создать пакет документов, в том числе проект для последующего обсуждения и принятия. В понятии правотворчества и его функциях следует видеть, прежде всего, созидательный компонент. Отмена устаревшего законодательства не охватывается правотворческим процессом. Это побочный продукт правотворчества.

    Сущность правотворчества раскрывается в его принципах как обобщенных требованиях к содержанию деятельности и результатам, служащие руководством для достижения целей правовой урегулированности социальных связей.

    В правотворчестве действуют как общие для всей правовой системы требования (персонецентризм, демократизм, федерализм, законность), так и специфические только для этой разновидности государственной деятельности (научность, оперативность, профессионализм, полномочность).

    В частности, принцип научности состоит в тщательной научной проработке потребностей урегулирования общественных отношений, разработке концепции, особенно в прогнозировании последствий принятия нормативного правового акта. Это требует привлечения крупных ученых, научно-исследовательских, вузовских центров.

    Принцип оперативности состоит в своевременности принятия нормативного правового акта, обновления законодательства. Запаздывание, равно как и забегание вперед в правотворческой деятельности неблагоприятно для качества правовой системы.

    Принцип профессионализма в правотворчестве имеет две стороны. Это научное обеспечение правотворчества (см. принцип научности), и обеспечение качества правотворчества с точки зрения потребности практики, Нередко в связи с этим официальные акты толкования Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ создают практические основания для развертывания правотворческих работ.

    Принцип полномочности состоит в требовании, с одной стороны, в том, что правотворчество - это монополия государственной деятельности, В нем участвуют исключительно уполномоченные субъекты, действующие в разрешительном режиме правового регулирования. С другой - даже если государство делегирует или санкционирует правотворчество, то полномочия нормоконтроля оно оставляет за собой.

    Категория «функций» показывает основные направления правотворческой работы по достижению целей юридического урегулирования общественных отношений.

    Следует сформулировать функции первичного урегулирования общественных отношений, обновления законодательства, восполнения пробелов в законодательстве, официальной систематизации законодательства.



    Please publish modules in offcanvas position.