Теория государства и права - Механизм осуществления государственной власти в РФ, система разделения властей

    Содержание материала

      Механизм осуществления государственной власти в РФ, система разделения властей

    Осуществление властных полномочий органами государства.., должностными лицами происходит в режиме юридических ограничений. Разрешительный порядок правового регулирования в реализации властных полномочий складывается, прежде всего, в системе разделения властей, образующей целостный механизм. Механизм осуществления государственной власти - это система взаимодействия ветвей власти в режиме взаимных "сдержек" и юридических ограничений, предотвращающая возобладание узкоэгоистических интересов в государственной деятельности, либо узурпацию власти, целенаправленное на поддержание равновесия в обществе и устойчивости государственно» правовой жизни. Для механизма осуществления государственной власти главным является обеспечение свободы людей, упрочение режима законности, устранение злоупотреблений и произвола от кого бы они ни исходили (см. схему V).

    При обращении к системе разделения властей следует исходить из ее теоретических предпосылок: идей Аристотеля, Д. Локка, Ш,Л. Монтескье, а также из реального блока конституционных полномочий ветвей власти, их взаимного баланса, равновесия,

    В теоретическом смысле исходным становится положение, сформулированное великим Ш.Л. Монтескье о том, что «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет ... Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не будет отделена от власти законодательной».

    Юридический аспект системы разделения властей раскрывается в первую очередь в положениях ст. 10 Конституции РФ, определяющей исходное, принципиальное требование к организации власти, и в ст. 11, называющей конкретные органы в системе государственной власти в Российской Федерации, ее субъектах, разграничение предметов ведения и полномочий, порядок взаимодействия между которыми раскрывается в конкретных институтах конституционного права.

    Так, институт Президента РФ расположен в системе других институтов власти на первом месте. К полномочиям Президента "сдерживающим" законодательную власть относятся: право законодательной инициативы (ст. 104), право отлагательного вето (п. 3 ст. 107), право роспуска Государственной Думы (ст. 84 п. б, п. 4 ст. 111 и п. 3 ст. 117), а также назначение выборов Государственной Думы, назначение референдума, обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием (ст. 84) и др. Президент РФ при этом, фактически возглавляя исполнительную власть имеет право издавать нормативные указы, не противоречащие Конституции РФ (ст. 90). Здесь закладывается конкурирующая с законодательной нормотворческая компетенция Президента и Федерального Собрания, что квалифицируется как явное противоречие в системе разделения властей в России (В.С. Нерсесянц).

    Предмет ведения и полномочия законодательной власти в РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) закреплены в ст.ст. 102, 103 и др. Конституции РФ. Среди наиболее значимых по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти отнесем: право законодательной инициативы (ст. 104), принятие законов (ст. 105-108), назначение выборов и отрешение от должности Президента РФ (ст. 102), дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ (ст. 103), утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения (ст. 102), назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 102) и др.

    Вместе с тем практика показывает тесное переплетение законодательной деятельности и работы по исполнению законов. Так, с одной стороны, основной груз предложений об издании законов исходит от Правительства РФ и исполнительная власть нередко "продавливает" законы. С другой — концептуально законодатель может решить любой вопрос, относящийся к компетенции исполнительной власти путем принятия закона.

    В системе разделения властей РФ можно увидеть другие издержки на пути складывания баланса полномочий, формирования механизма осуществления государственной власти.



    Please publish modules in offcanvas position.