Теория государства и права - Понятие, формы, институты демократии. Демократия и самоуправление

    Содержание материала

    Понятие, формы, институты демократии. Демократия и самоуправление

    Политическая система тогда выполняет свое предназначение приводить общество к равновесию, благополучию, прогрессу, когда государство и институты общества действуют в условиях демократии. Вопрос о демократии, ее соотнесении с государством, институциализации в развитой политической системе становится ключевым, особенно в связи с преодолением искаженных представлений в современной теории и практике в России. Между тем разделы о демократии в учебниках по общей теории государства и права исчезли1. Уходят поэтому общетеоретические представления о демократии как государстве, о реальных правах и свободах человека и гражданина, неотделимых от демократии, о законности как условии становления демократического государства и др. Разные углы зрения в оценках демократии с позиций философии, социологии, политологии не могут восполнить дефицита государственно-правовых граней представлений. Важным в этой связи является уточнение понятийного строя демократии, устранение всего того, что затрудняет ее понимание.

    Во-первых, демократия - это феномен, присущий государству. Если даже исходить из буквального перевода термина (демос и и кратос), то народовластие (ст. 3 Конституции РФ) выражает сущность формируемого в демократическом режиме государства (ст.1 Конституции РФ). Не случайно в литературе государства, основанные на классовых приоритетах и обеспечивающие господство меньшинства над большинством населения, именуются неразвитыми (Четвернин В.А.).

    Во-вторых,  демократия проявляется исключительно в государстве. За пределами государства демократия преображается в самоуправление. Отсюда «партийная демократия», «профсоюзная демократия» и др. стали в свое время факторами огосударствления институтов общества в определенном режиме осуществления власти. В современном российском государстве и развитой политической системе это не может иметь место даже в терминологии. Только в оговорке уместно признание элементов политической демократии в функционировании политических партий, поскольку политические партии в соответствии с законодательством имеют целью представлять интересы сторонников соответствующей политической программы в органах государственной власти (ст. 3 Федерального закона «О политических партиях»). Но это касается только политических партий.

    В-третьих, демократия - это такое оформление государственной власти, при котором отсутствует единый центр власти. Организация государственной власти основывается на системе ее разделения на относительно самостоятельные законодательную, исполнительную и судебную» власти. Правовой порядок их взаимодействия (система «сдержек» и «противовесов») позволяет в государственной работе искать пути к компромиссам (на основе права), складывающемуся на этой основе равновесию и благополучию общества.

    В-четвертых, демократия - это порядок осуществления прав и свобод человека и гражданина в сочетании с обязанностями и ответственностью, обеспечивающий приоритет личности над всеми другими интересами и ценностями. Иными словами, это стабильный и предсказуемый правопорядок, формирующийся в русле реализации принципа законности.

    В-пятых, демократия - это свобода делать все, что не запрещено законом, С этой стороны граждане действуют в общедозволенном режиме правового регулирования. С другой стороны, носители публичной власти (властных полномочий) действуют в режиме правовых ограничений, в разрешительном режиме правового регулирования. Речь еще об одной грани соотношения демократии, законности и правопорядка.

    В-шестых, демократия - это государство, которое признает и уважает права и законные интересы меньшинства. Демократия не может быть основана на условиях и факторах, порождающих социальные, национальные и др. напряжения. Демократическое государство всегда их преодолевает, снимает, осуществляет поиск согласия, равновесия.

    В-седьмых, демократия - системное образование, обусловленное единством лежащих в ее основе ценностей. Она характеризуется непротиворечивостью там, где нет глубокого материального, ценностного и иного разрыва между слоями и группами. В условиях раскола общества, наличия несопоставимых материальных различий, разночтений в интересах и восприятии ценностей, единая система демократии сложиться не может. Наличные условия жизни порождают различные представления о демократии и лежащих в ее основе ценностей, а стало быть, различные ее системы1.

    Демократия - это такая форма организации государственной власти и порядок властеотношений, при которой последовательно осуществляются основные права и свободы человека и гражданина, реализуется правовой порядок взаимоотношения личности и государства на началах взаимной ответственности, реально утверждается режим правовых ограничений и законности в деятельности носителей публичной власти, обеспечивается приведение общества к равновесию и благополучию.

    Представления о демократии не могут стать полными без установления форм участия населения страны в решении вопросов общегосударственного значения. Речь о формах демократии -внешне выраженных способах формирования и реализации государственной воли. Традиционно различают формы (представительной демократии и непосредственной демократии. Представительная демократия имеет место там, где население страны (избиратели) осуществляют государственную власть через своих представителей. Формами народовластия здесь являются представительные органы власти, а также производные от них структуры (ветви) власти. Институт президента в России также относим к представительной форме демократии, равно как институт президента национальных республик и губернатора территориальных субъектов федерации.

    Непосредственная демократия имеет место в случаях прямого волеизъявления населения страны — избирателей, прямого участия в решении общегосударственных дел. К форме непосредственной демократии здесь относят выборы представительных органов власти, референдум, всенародный опрос.

    Формы демократии складываются (материализуются) как ее компоненты, оформляются в институты демократии, образующие в совокупности систему. Институт демократии - это структурно-нормативное и функциональное образование в организации государственной власти, обеспечивающее во взаимодействии с другими определенный порядок взаимовлияния общества и государства на пути к прогрессу.

    Институты демократии характеризуют саму демократию в системе. Уместно поэтому относить такие институты к сфере экономики (экономические корпорации и т.п.), организации власти (народного представительства, разделения властей, правосудия и т.п.), формирования институтов публичной власти (выборы, назначения и др.), осуществления контроля и надзора за законностью и т.п.

    Среди разновидностей форм непосредственной демократии называют петиции, собрания, сходы, ассоциации и др. Представляется, что последние названные и другие формы реализации инициативы граждан призваны и имеют целью выразить групповое волеизъявление и интерес определенных социальных групп. Здесь поэтому уместно вести речь о функционировании самоуправления. В отличие от институтов демократии, ориентированных на аккумулирование общегосударственных, либо региональных (в субъектах федерации) интересов и соответствующего волеизъявления, воля и интерес членов ассоциаций, местных территориальных образований и самодеятельных организаций исходят из потребностей, вызревающих в соответствующих институтах самоуправления. В своей совокупности они образуют систему самоуправления - общественного образования, в котором имеет место совместное под свою ответственность и риск принятие решений и совместное их осуществление в интересах самоуправляемого сообщества людей.

    Конечно, демократия и самоуправление имеют общие черты. Это участие людей в решении общих дел, ответственность и деятельность, основанные на законе, это ориентация на общественный интерес, достижение согласия. Обнаруживаются также параллели в организованных формах конкретной работы.




    НАДПОЗИТИВНОБ ПРАВО И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО
    Надпозитивное право: особенности юридической природы, понятие, виды основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

    1. «Человек», «личность», «гражданин»: методологическое значение проблемы соотношения

    Оценка любого государства связана с установлением порядка его соотношения и взаимодействия с обществом, его человеческим, личностным компонентом. В зависимости от приоритетов государство, будучи относительно самостоятельным по отношению к обусловливающим его факторам, способно оказывать на них активное обратное воздействие. Оно (государство) либо сдерживает развитие общества - консервирует отжившие социальные связи, формы организации экономических, социально-политических и других сфер жизни, либо даже отбрасывает общество к давно опорочившим себя отношением, либо открывает простор для развития творческого потенциала общества через задействование энергии людей, включение инициативы, предприимчивости в процессы отыскания оптимальных форм экономических и других социальных связей, использование их на благо развития общества. Роль государства во взаимоотношениях с обществом поэтому может быть неоднозначной.

    Неисходным в методологическом ключе является определение порядка взаимодействия государственной власти и личности, гражданина государства, поскольку в зависимости от приоритетов государство становится либо консервативной силой (приоритет государственных начал), либо находит для себя творчески организующую роль в развертывании энергии общества на пути к прогрессу. Последнее возможно при обеспечении приоритета личности над всеми другими интересами и ценностями, утверждении правовых начал в соотношении, взаимодействии личности и государства, способствующих включению энергии людей, их потенциала в развитие общества.

    Государство при этом, в первую очередь, принимает во внимание биологическую, природную сущность человека, который является носителем биологических, физиологических, психологических свойств. (Человек имеет строение, систему жизнеобеспечения, адаптированность способность к преобразованиям в определенной географической среде. В силу этих свойств человек оказался способным выделиться из природы, стать носителем социальных свойств.

    Личностью человек становится в связи с адаптированностью в определенной социальной среде - системе социальных связей и взаимодействий. Человек в социуме через деятельность приобретает индивидуальные функции, принимает социальные нормы, приобретает знания, профессиональные навыки, статусы в экономике, политике, культуре и др.

    Личность при этом проявляется и характеризуется через совокупность осваиваемых социальных связей, т.е. через объект знаний, опыт, профессиональные ориентации и навыки, как носитель ценностей культуры, через индивидуальные особенности - темперамент, эмоции, физическое состояние, а также мировоззренческие позиции, творческий потенциал и проч.

    Гражданин характеризуется политико-правовой связью человека, личности с определенным государством, состоянием гражданства, нахождением под юрисдикцией государства. Это обусловливает, с одной стороны, обладание всем объёмом прав и свобод, обременение обязанностями. С другой стороны, будучи официальным представителем всего общества, государство закрепляет взаимные с гражданами права и обязанности, самоограничивает себя правовыми пределами деятельности, действует в режиме «разрешено только,..», несет бремя юридической публично-правовой ответственности перед обществом, гражданами государства.

    2. Признаки и понятие общецивилизационного (надпозитивного) права. Виды основных прав и свобод человека и гражданина

    Вопрос о соотношении понятий «человек»-«личность»-«гражданин» служит предпосылкой для формирования определенного типа правовой связи личности и государства. Цивилизованный порядок взаимоотношения и взаимодействия между ними предполагает складывание и признание общественно необходимого в русле реализации абсолютных общечеловеческих ценностей (свободы, равенства, справедливости) набора и объёма таких фактических притязаний людей, такого вида и меры признаваемых государством и обеспечиваемых им возможностей, на базе которых происходит гармонизация соотношения общества и государства, гражданина и государства, Гармонизация в смысле обеспечения приоритета личности над всеми другими интересами и ценностями, открывающего путь к общественному прогрессу, формирующего экономическую, социальную базу государственности., интеллектуальный потенциал общества и т.п. Речь о взаимосвязи приоритета личности с удовлетворением объективных потребностей развития общества и государства, сила и мощь которых определяются развитостью экономических, политических, социальных, интеллектуальных инфраструктур, немыслимых без личностных, экономических, интеллектуально-творческих свобод и гарантированных иных возможностей людей.

    Во-первых, общецивилизационное (надпозитивное) право является продуктом исторического развития. Оно берет начало в древнегреческой гуманистической традиции, возрождается в других условиях в представлениях идеологии естественного права, прежде всего в Европе, Америке, находит нормативное опосредствование в многочисленных нормативных документах от Билля о правах (Англия, 1689 г.) до современных внутригосударственных актов конституционного уровня, воплощается в масштабных международных документах от Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948 г.) до современных Пактов о правах человека и гражданина.

    Во-вторых, формируясь как международные стандарты, надпозитивное право становится всеобщим и универсальным юридическим средством, сдерживающим в силу международных обязательств государственную власть, обладающим приоритетом (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) над позитивным правом, внутреннем законодательством.

    В-третьих, надпозитивное право имеет свой предмет регулирования. Это основные (базовые) права, свободы, обязанности, образующие ядро правового статуса личности. Это устройство такой государственной власти, которая ориентирована на преодоление противостояний и конфликтов, на достижение благополучия, в основе которого лежит гарантированное осуществление основных прав и свобод.

    В-четвертых, формой юридического закрепления общецивилизационного права является позитивное право, внутреннее законодательство РФ.

    Общецивилизационное (надпозитивное) право - это признанные международным сообществом базовые .формально-определенные возможности и притязания на создание, обладание и использование социальных благ в условиях осуществления абсолютных общечеловеческих ценностей - свободы, равенства, справедливости.

    Общецивилизационное (надпозитивное) право - область фактических притязаний людей на обладание общественно-необходимыми благами, берущими начало в природе человека и личности. Они опосредствованы как в международных документах, так и во внутреннем законодательстве (позитивном праве), имеют в силу этого юридический характер. В соответствии со значимостью и ценностью для человека, личности они классифицируются на обособленные группы.

    Наиболее приближенными к интересам лиц, удовлетворяющими первичные жизненные потребности являются личностные права. Это право на жизнь, здоровье, личную безопасность, физическую неприкосновенность и др. (физические права), а также неотделимые от личности права на имя, честь, достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность личной жизни, свободу передвижения и др. (личные права).

    На другой позиции по степени приближенности и ценности для интересов лица следует видеть интеллектуально-культурные права и свободы. Это право на воспитание и образование, на пользование культурными ценностями, преумножение своими усилиями этих ценностей и достояний (свобода творчества), информационная открытость и свобода пользования информацией и т.п.

    Следующую по значимости позицию занимают социально-экономическое права. Это право на собственность, в том числе на производительную собственность, право на выбор профессии и профессиональную подготовку, право на выбор трудовой деятельности и справедливую оплату труда, право на извлечение прибыли, право на отдых и др.

    Общецивилизационное право включает группу политических прав и свобод. Это право на гражданство и правосубъектность, право на участие в формировании представительных органов власти и местного самоуправления, право на формирование и участие в деятельности общественных объединений, государственную защиту прав и свобод, а так же гласность, открытость, свободу собраний, шествий, слова и др.

    Приведенная классификация основных прав и свобод человека и гражданина выстраивается по степени приближенности обозначенных групп к насущным интересам лица (П.М, Рабинович). Данные права и свободы классифицируются по другим основаниям, в связи с чем возможны разночтения в их наименовании и порядке расположения.

    Основным правам и свободам человека и гражданина корреспондируют основные обязанности» Это, прежде всего обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 п. 2), обязанность платить законно установленные налоги (ст. 57), обязанность сохранять природу и окружающею среду 6(ст. 58), обязанность и долг защищать Отечество (ст. 59),.(см. схему VI).

    3. Понятые, структура и виды статуса гражданина

    Многоплановость взаимосвязей гражданина и государства отражается в категории правовой статус.

    Во-первых, правовой статус - разновидность социальных статусов личности (в семье, общественных объединениях, конфессиях и т.п.).

    Во-вторых, правовой статус - собирательное явление, объединяющее правовые статусы гражданина государства, иностранца, апатрида, лица с двойным гражданством.

    В-третьих, правовой статус включает индивидуальные (в том числе физические) особенности, личностные показатели, реальное состояние и положение лица в системе социальных связей.

    В-четвертых, правовой статус структурирован и имеет системные характеристики: обладает целостностью, составом, порядком взаимодействия компонентов, целесообразностью. Правовой статус, наконец, является реальным показателем места человека и гражданина в системе ценностей данного общества.

    Правовой статус — это правовое положение человека и гражданина государства, выраженное в совокупности прав и обязанностей, отражающих его фактическое место в системе ценностей, во взаимоотношении с обществом и государством.

    Сердцевину правового статуса образуют права, свободы, обязанности лица, определяемые международными соглашениями, Конституцией РФ.

    Конституционный уровень основных прав и свобод, обязанностей, гражданина конкретизирует отраслевой срез прав и обязанностей, а также законные интересы. Последние вытекают из общедозволительного режима правового регулирования субъектов правоотношений за исключением субъектов - носителей публичной власти. В структуре правового статуса личности определённое место занимают правосубъектность как способность быть субъектом права, гражданство. И то, и другое определяют полноту правового положения субъектов социальных связей.

    Правовой статус - явление многоплановое. Это не только правовое положение человека, гражданина, но и правой статус должностных лиц, органов государства, ветвей власти, объединений граждан. Отсюда разнообразие видов правовых статусов.

    Различают международный, базовый (конституционный), отраслевой (специальный), индивидуальный правовые статусы. Уместно ставить вопрос о правовом статусе гражданина, общественных объединений, органов местного самоуправления, должностных лиц, органов государства, ветвей власти.



    Please publish modules in offcanvas position.