Теория государства и права - Формы государственного правления

    Содержание материала

    Формы государственного правления

    Формы государственного правления определяются как порядок учреждения (конструирования) структур высшей власти в государстве, их взаимодействие друг с другом на основе баланса полномочий, а также с населением страны. В зависимости от состава правящих органов и лиц различают монархии и республики.

                    Монархия как форма правления имеет место там, где высшая власть в государстве сосредоточена в руках одного лица - монарха, либо делится с другими органами высшей власти, и передается в соответствии с законом по наследству.

    В зависимости от объема полномочий  монарха монархии классифицируются на абсолютные, дуалистические, конституционные (ограниченные).

    В абсолютной монархии отсутствует система разделения властей, монарх сосредотачивает политическую власть, концентрируй в своих руках законодательство, исполнение законов, отправление правосудия. Власть монарха неограниченна. Наличие сословно-представительных учреждений ничего не меняет. Фактически они являются бесправными. Например, это царское самодержавие, сегодня - султанат Оман, Бруней.

    В дуалистической монархии монарх - глава государства, осуществляет функции главы исполнительной власти, обладает правом издавать имеющие силу закона указы. В дуалистической монархии законодательствует парламент при наличии абсолютного права вето монарха на законы парламента.

    Классическим примером такой монархии была форма правления в Иране до исламской революции.

    В конституционной (ограниченной) монархии монарх - глава государства, а законодательную, исполнительную, судебную власти осуществляют конституционные органы. В связи с тем, что за исключением главы государства - монарха такая форма правления является типичной парламентской республикой, конституционную монархию нередко именуют парламентской.

    Конституционные монархии типичны для многих стран Ев-опы и Азии:   Великобритании. Дании, Норвегии, Испании, Японии и ДР-

    Республика как форма правления имеет место там, где органы власти избираются избирателями или их представителями (выборщиками), либо формируются напрямую или при участии общегосударственных органов народного представительства на определенный срок.

    Республика характеризуется, во-первых, производностью органов высшей власти от народа; во-вторых, сменяемостью органов высшей власти по истечении определенного в законе срока; в-третьих, верховенством актов высших представительных органов власти по отношению ко всем другим правовым актам; в-четвертых, распределением полномочий и наличием "противовесов" между органами высшей власти.

    Известны парламентская, президентская, смешанная республики.

    Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризуется следующими особенностями:

    1.  Значительной ролью парламента, его формальным верховенством в системе разделения властей: а) парламент формирует правительство из представителей партийного большинства; б) правительство ответственно перед парламентом; в) при утрате поддержки парламентского большинства правительство отправляется в отставку.

    2.  Своеобразным статусом главы государства - президента, который: а) избирается парламентом; б) является конституционным главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительственного кризиса.

    3.Развитостью  партийной  системы   (многопартийностью), автономностью других институтов гражданского общества. Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет следующие особенности:

    1)  Президент избирается населением или его представителя, ми (выборщиками), т.е. внепарламентским путем.

    2) Президент главой государства, главой правительства   возглавляет Совет Безопасности. определяет  внешнеполитический  курс,   является   главнокомандующим,  т.е.   занимает пять должностей.

    3) Правительство формируется президентом и ответственно перед ним. а не перед парламентом.

    4) Отсутствует право роспуска парламента, у парламента нет права отправить правительство в отставку.

    5) Президент имеет право вето на законодательные акты парламента.

    6) Президент представляет одну из политических партий.

    Полупрезидентская (президентско-парламентская) республика (Финляндия, Польша и др.):

    1. Президент и парламент избираются отдельно избирателями страны.

    2.  Президент - глава государства, участвует вместе с палатами парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим, определяет направления внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей.

    3.  Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

    4.  Парламент не может отправить правительство в отставку. Это прерогатива только президента.

    5.  Президент не имеет право распустить парламент и назначить новые выборы.

    Особенности смешанной президентско-парламентской, полупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россия и др.):

    1)  Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями)

    2)  Правительство формируется по инициативе президента в по согласованию с парламентом.  Президент контролирует акты

    правительства, может председательствовать на заседаниях правительства.

    3) Президент является главой государства, гарантом Конституции, определяет направления внутренней и внешней политики, возглавляет Совет  Безопасности,   является  главнокомандующим вооруженных сил.

    4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия правительству.

    5) Президент может при наличии основании распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы.

    6) Президент имеет право удалить правительство в отставку без ссылки на основания.

    7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми парламентом (см. схему IV).



    Please publish modules in offcanvas position.