Теория государства и права - Право и политические нормы - система нормативного регулирования

    Содержание материала

    Право и политические нормы

    Право и современная политика как виды социального регулирования наиболее близко соприкасаются и взаимодействуют между собой. В их соотношении просматривается тесное единство (закон есть мера политическая, либо право служит нормативным регулятором политической жизни), нормативный характер, программное значение правовых установлений и политических установок, искусство достижения согласия, компромисса, участие в делах государства и т.п. Такое единство вытекает из следующего определения современной политики, которая может оцениваться как сфера фактических взаимоотношений и взаимодействий личностей, социальных общностей, политических и государственных институтов, определяющая структуры, нормы, отношения, политическую среду, формирующие тактику и стратегию практических действий

    средствами соглашений, компромиссов в направлении достижения равновесия и благополучия общества.

    Политика в связи с этим нуждается и приобретает не только нормативное опосредствование, но и выражается в доктринах, теориях, идеях, практических действиях, акциях, технологиях, искусстве маневрировать в многообразии интересов социальных слоев и групп населения. Нормативный блок политики складывается из партийно-политических норм, определяющих программы национального развития в масштабе страны, тактику и стратегию достижения поставленных целей и решения главных задач.

    Партийно-политические нормы в условиях политического плюрализма и многопартийной системы ориентируют своих членов, региональные структуры, фракции парламента на привлекательные модели формирования ценностей культуры, экономического развития, решения экономических проблем и др. По мере привлекательности этих моделей политические партии через выборы получают большинство в законодательных органах власти и стремятся воплотить программы (партийно-политические нормы) в реальное законодательство.

    В связи с этим политические нормы трансформируются в нормы права и другие социальные нормы. Они становятся политико-юридическими, морально-политическими, корпоративно-политическими и др. нормами. Далеко не всегда при этом нормы права, например, рассматриваются как политико-юридические. Критериями такой оценки является политическое «наполнение» той или другой нормы. Политико-юридические нормы в соответствии с «наполнением» политикой сосредоточены в определенных разделах Конституции РФ, в общих частях кодифицированных актов и. др. Конечно, программные положения законодательства, предписания - принципы, нормативные обобщения, статутные предписания имеют политическое значение. По отношению к другим предписаниям, прежде всего технологического свойства, такая оценка не может быть приемлема.

    Важным в соотношении политики и права является оптимальность, недопустимость возобладания одного над другим. Избыточная политизация в сфере экономической жизни («политика не может не иметь первенства над экономикой») разрушает рыночные отношения, противоречит действию объективных экономических законов. Возобладание политики над правом приводит к возобладанию в актах органов государства корпоративных интересов, либо к прямым противоречиям, незаконным политическим акциям: грязным политтехнологиям, чиновничьему произволу и т.п. В определенном смысле оправданным становится выражение: политика: это грязное дело.

    Инструментом снятия противоречий здесь является режим законности - требование, адресованное, прежде всего, к самому государству, его органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, которые должны точно и единообразно соблюдать, исполнять и применять нормы права.



    Please publish modules in offcanvas position.