Теория государства и права - Правовое государство в системе ценностей современного общества

    Содержание материала

    Правовое государство в системе ценностей современного общества

    1. Теория правового государства в ретроспективе и современных реальностях

    Словосочетание и научный термин правовое государство сложились в Германии в начале XIX в. в условиях высочайшего развития немецкой классической философии и политико-правовой мысли. Однако было бы опрометчивым считать, что теория правового государства начинается в XIX веке. Оно является продуктом развитая общечеловеческих представлений о наиболее совершенном государственном устройстве, удовлетворяющим надежды людей на справедливость, разумность и законность действий государственной власти во взаимоотношении с гражданами. Теория правового государства поэтому имеет исторические корни и складывается по компонентам Краеугольные камни представлений о правовой государственности были заложены древнегреческой философией и политико-правовой мыслью. Гуманистическая традиция в полисном устройстве жизни людей трансформировалась в идею о разумности и справедливости такой политической формы, при которой право, поддерживаемое публичной властью, становится общеобязательным законом, а публично-властная система, признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно - справедливой (т. е. соответствующей праву) государственной властью1. Отсюда «сквозные» идеи древнегреческих мыслителей о правовой благоустроенности полиса, о власти закона как условии законодательного компромисса (Солон), о естественно-правовых началах (нормах разумности), подлежащих выражению в законе, о господстве закона (Платон), о правлении разумных законов, уравновешивающих людей в соответствии с принципом справедливости (Аристотель), о всеобщности законов, устанавливающих не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения (Цицерон).

    В целом, античная традиция в политико-правовых учениях характеризуется правовой оценкой государства, восприимчивого к ценностям разумности, справедливости, законности.

    В условиях средневековья возобладающей становится тенденция не только бережного отношения к античному наследию в философии, теологии, юриспруденции, но и к укреплению естественно-правовых начал, подчиняющих власть государства и государей. Оно становится своего рода мостиком между античным гуманизмом в политических и правовых учениях и его возрождением в эпоху среднего и кризисного феодализма. Великие умы эпохи Возрождения не только обновили идеи правовой государственности, но и привнесли новые компоненты в создание теории правового государства.

    Это, прежде всего интеллектуальная проработка идей школы естественного права в части набора и объёма неотчуждаемых от природы человека естественных прав, определяющих правовую природу позитивного права и государства (Г. Гроций, Д. Локк), в частности, идеи индивидуальной свободы и законности сопротивления незаконной с точки зрения естественных прав государственной власти (Д. Локк). Сквозь призму ценности свободы Ш.Л.Мон-тескье создаёт новые представления о системе разделения властей, связывая систему сдержек между законодательной, исполнительной и судебной властями с наличной социальной структурой общества и с обеспечением свободы. А сама свобода в обществе, где есть законы, есть возможность и право делать всё, что дозволено законами.

    Глубокое философское обоснование правового государства дают крупные представители классической немецкой философии. У И. Канта звучит согласованность государственного устройства с правовыми принципами, обусловленными разумом и категорическим императивом. Правовое государство по Канту - это долженствование. У Гегеля- это наличные формы существования людей, достигнутая ступень свободы в наиболее развитом виде.

    Как отмечалось выше, становление теории правового государства увенчалось введением в научный оборот соответствующего словосочетания (Р.фон Моль, И. Кант). Это никак не означает, что представления о таком государстве оставались неизменными. Во-первых, особенности интерпретаций по различным компонентам теории правового государства обусловливались складыванием новых направлений политико-правовой мысли: исторической школы права, юридического позитивизма и др. Во-вторых, на представлении о правовой государственности накладывают отпечаток политические предпочтения различных политических сил: от либеральных до государственнических. В-третьих, критерием жизнеспособности представшей о правовом государстве становится современная практика государственного строительства - реальная связанность власти правом, реальная гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина, реальная законность и т. д.

    2. Признаки и понятие правового государства. Сущность и принципы

    Концентрация внимания на природе и контурах правового государства связано с обозначением следующих исходных позиций. 1. Правовое государство - это государство (как и всякое), политическая организация власти, выполняющая государственную работу с

    Названные принципы специфичны только для правового государства. Они служат руководством в процессе формирования его институтов и правового оформления такого государства. Вместе с тем для построения правового государства имеют существенное значение действия более высокого порядка принципов, более универсальных требований общецивилизационного свойства. Это принципы персоноцентризма, народовластия, плюрализма, законности, справедливости. Они раскрывают сущность не только правового государства, но и гражданского общества, правовой системы, политической системы.

    3. Правовое и социальное государство: проблемы согласования

    Теоретическая конструкция правового государства в общем и целом базируется на ценностях либерализма - минимизация роли государства в экономической, социальной сферах жизни (роль «ночного сторожа»), ставка на формирование ХХI в. подтвердили привлекательность идеи социального государства, но не только с функциональной позиции выполнять социальную работу. Возобладает тенденция квалифицировать социальное государство как инструмент снятия социальных напряжений. Социальное государство сегодня - это активная сила общественного прогресса. Оно способно во взаимодействии с гражданским обществом развёртывать творческий его потенциал, задействовать энергию людей. Социальное государство - это не только право на достойное существование, но и на саморазвитие, прогресс через инвестирование средств в образование, науку, здравоохранение и др. в русле реализации соответствующих программ и законодательства. Идея и практика социального государства, поэтому не противоречит тенденции его формирования как правовой организации публичной власти, т, е. как правового государства.



    Please publish modules in offcanvas position.