Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - § 4. Понятие и виды систематизации законодательства

    Содержание материала

    § 4. Понятие и виды систематизации законодательства

    Законодательство состоит из огромного количества актов, принятых государственными органами в различные исторические периоды. Время от времени возникает насущная необходимость приведения его в стройную систему, устранения противоречий путем внесения изменений и дополнений, что в принципе и понимается под систематизацией.

    Однако систематизация законодательства не всегда предполагает его пересмотр. Изменения и дополнения иногда затрагивают хотя и

    важные, но отдельные проблемы правового регулирования и касаются правовых актов, которые не в состоянии были устранить образовавшиеся со временем недостатки. Это объясняется тем, что правотворчество часто не успевало за интенсивным развитием общественной жизни, особенно в период становления и развития нашего государства.

    В условиях накопления значительного числа разрозненных федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также сохранения действия нормативных правовых актов бывшего СССР и ряда кодексов и иных актов бывшей РСФСР на первый план встает задача систематизации всего законодательства Рос- Л сийской Федерации на основе Конституции РФ 1993 г.

    При издании новых законодательных актов (или их частей) далеко не всегда соблюдаются требования законодательной техники. История российского государства изобилует такими примерами. Так, изданные в 30-50-е гг. прошлого столетия годы законодательные акты нередко носили противоправный характер. В 60-е гг. законотворчество приобрело субъективный характер, не считалось с объективными закономерностями общественного развития, а часто прямо им противоречило. В 70 -80-е гг. законотворчество было парализовано, не реагировало на назревшие потребности общественной жизни.

    Вновь создаваемое российское законодательство во многом не успевает за динамикой развития общественных отношений, подчас не согласуется с ними и вступает в противоречие с ранее принятыми правовыми актами. В результате законодательство содержит акты и нормы, формально не действующие, в нем часто встречаются серьезные пробелы и не увязанные друг с другом положения; некоторые законодательные акты страдают повторами, содержат недостаточно ясные, неточные формулировки, термины и т. д.

    Такие же недостатки отмечаются и в законодательных актах, принятых за последние годы в связи с потребностями ускоренного правового реагирования на запросы общества. Их несовершенства с точки зрения законодательной техники негативно отражаются на правореа- лизующей практике. Несоблюдение требований законодательной техники в процессе законотворчества заключается в следующем:

    а) при издании новых актов не отменяются или не изменяются действующие;

    б) отменяются или изменяются ранее изданные акты без точного и исчерпывающего их перечисления;

    в) изменения в действующие нормативные акты вносятся ненормативными актами;

    г)  изменение актов происходит без одновременного утверждения новой редакции их соответствующих разделов или статей;

    д) отдельные общие правила, рассчитанные на длительное действие, включаются в оперативные распоряжения или акты, действующие Ъ течение ограниченного срока;

    е) единоличными распоряжениями действие тех или иных нормативных актов распространяется на не предусмотренные этими актами общественные отношения;

    ж) отсутствует необходимая согласованность и редакционная увязка между актами, издаваемыми по одному и тому же вопросу, что вызывает противоречие актов друг другу;

    з)  новый акт не полностью регулирует соответствующий вопрос, в результате чего ряд прежних актов по тому же вопросу нельзя полностью отменить;

    и) акты излагаются сложным, неясным языком, страдают неоправданным многословием.

    Разумеется, эти недостатки не характеризуют законотворчество в целом; тот или иной просчет встречается в отдельных случаях, но и он вредно отражается в правоприменительной практике, наносит существенный ущерб стройности действующего законодательства и осложняет проведение его систематизации. Ныне в соответствии с преобразованием всей системы общественных отношений законодательство должно быть обновлено, в том числе и с помощью его систематизации, в процессе которой будут ликвидированы недостатки, упорядочена и стабилизирована вся правовая система страны.


    Please publish modules in offcanvas position.