Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Структурный анализ метода правового регулирования

    Содержание материала

    Структурный анализ метода правового регулирования

    как в отраслевых юридических науках, так и в общей теории права почти не проводится, хотя признается системный характер метода. Отсюда высказывания о том, что этот критерий является «неопределенным», так как одинаково убедительным является и его признание, и его отвержение; если признать, то тогда наука получает систему отраслей, якобы не имеющих практического значения; если отвергнуть, то тогда одна отрасль «наползает» на другую. Это значит, что системы права нет (Р. 3. Лившиц).

    Тем не менее большинство ученых-юристов не разделяет эту нигилистическую позицию. Специфика метода каждой отрасли права на эмпирическом уровне очевидна, проблема состоит в углубленной и системной проработке структуры метода.

    Несмотря на то что методы правового регулирования все более специфично развиваются в пределах каждой отрасли права, они сохраняют в себе и некоторые общие черты, как методы права. Это позволяет группировать методы по трем типам (В. Д. Сорокин): гражданско-правовой; административно-правовой; уголовно-правовой.

    В дискуссии «круглого стола» высказывалось мнение, что предмет и метод правового регулирования не исчерпывают классификационных критериев деления права на отрасли. Должны быть добавлены: мотивация правового регулирования, его цель, механизм и принципы регулирования, круг субъектов, чтобы обосновать наличие той или иной отрасли права (В. П. Казимирчук, Ю. К. Толстой, Р. О. Халфина).

    Следует заметить, что мотивация и цель являются признанием и переложением на язык закона функций, объективно присущих той или иной отрасли права, они существенно влияют на динамику предмета той или иной отрасли права. Другие же указанные выше критерии характеризуют метод правового регулирования.

    Метод правового регулирования тоже имеет свои структурные компоненты:

    а) установление границ регулируемых отношений;

    б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов;

    в) наделение участников общественных отношений правоспособностью и дееспособностью, позволяющими им вступать в разнообразные правовые отношения;

    г) определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений.


    Please publish modules in offcanvas position.