Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - § 2. Государственные органы: их признаки и характеристика

    Содержание материала

    § 2. Государственные органы: их признаки и характеристика

    Каждый государственный орган — это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, обладающая следующими основными признаками.

    1. Осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.

    2. Обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий.

    3. Имеет определенную компетенцию, т. е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий).

    4. Характеризуется определенной структурой, т. е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам).'

    5. Умеет территориальный масштаб деятельности.

    6. Образуется в порядке, установленном законом.

    «

    7. Устанавливает правовые связи личного состава, отражаемые в должностных инструкциях.

    Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

    Веления государственного органа могут быть обязательными либо для всех граждан, либо для их определенного круга, они могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строительства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа.

    Государственные органы различаются между собой по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности.

    В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные органы субъектов федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами.

    Представительным и законодательным органом Российской Федерации является постоянно действующее Федеральное Собрание — парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают, как правило, раздельно.

    Значительное место в компетенции парламента занимает деятельность, связанная с формированием высших звеньев государственного аппарата. Совет Федерации назначает выборы Президента Российской Федерации и отрешает его от должности; назначает на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от нее Генерального прокурора Российской Федерации, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Государственная Дума дает согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает на должность и освобождает от нее Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.


    Please publish modules in offcanvas position.