Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Механизм феодального государства

    Содержание материала

    Механизм феодального государства

    в процессе его эволюции претерпевал существенные изменения: он был относительно прост на первом этапе и становился все более сложным по мере развития государства. Абсолютизм доводит его до гигантских размеров; исполнительная власть с ее громадной бюрократической и военной организацией, с ее многосложной государственной машиной, с войском чиновников в полмиллиона человек рядом с армией еще в полмиллиона, обвивающая точно сетью все тело французского общества и затыкающая все его поры, возникла в эпоху абсолютной монархии, при упадке феодализма. Основная роль в этой машине принадлежала карательным органам: армии, полиции, жандармерии, суду, тюрьмам и т. п.

    Большую роль в феодальном государстве играла церковь, догматы которой были одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получали во всяком суде силу закона. Особенно сильное влияние христианская церковь имела в Западной Европе, где она безраздельно господствовала в сфере духовной жизни в период средних веков. Религия была ядром мировоззрения феодального общества, стержнем единой христианской культуры. В руках священнослужителей политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались простыми отраслями богословия, и к ним применялись те же принципы, которые господствовали в нем. «Нет власти аще не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» — непререкаемая догма феодального строя. Происходила ожесточенная борьба между римско-католической церковью и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе.

    Большое влияние в период феодализма имела божественная теория Фомы Аквинского, носившего титул «ангельского доктора». В 1323 г. церковь причислила его к лику святых. В 1879 г. папа Лев XIII объявил его учение «единственно истинной философией католицизма». Надо сказать, что в этот период велась активная борьба против засилья церкви, широкое распространение особенно в XI—XIII вв. получили ереси — плебейско-крестьянские и бюргерские. Последние проповедовали идеи объединения и создания сильной централизованной власти. Доктор богословия, профессор Оксфордского университета в Англии Джон Уинклиф (1324-1384) и чешский теолог Ян Гус (1371- 1415) провозглашали независимость английской церкви от папской, оспаривали принцип непогрешимости пап, возражали против вмешательства церкви в дела государства, полагали частную собственность и деление на сословия идущими от Бога.


    Please publish modules in offcanvas position.