Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Содержание политико-правового состояния личности

    Содержание материала

    Содержание политико-правового состояния личности

    В содержание политико-правового состояния личности входят следующие основные компоненты:

    •   принципы функционирования личности в политической системе;

    •   гражданское состояние личности;

    •   правовое положение личности, включающее в себя:

    а) правосубъектность;

    б) правовой статус личности (права, свободы, обязанности) — основной стержневой элемент (ядро правового положения);

    в) юридические гарантии;

    •   общие гарантии, выступающие как развернутая система экономических, политических, идеологических, социальных и культурных отношений.

    Принципы функционирования личности в политической системе, которые во многом определяются характером взаимоотношений личности и государства, — это такие отправные идеи, основополагающие начала, положения, на оснбве которых происходит регулирование политико-правовых отношений. Они играют определяющую роль в закреплении того или иного вида политико-правовой связи личности и государства, служат практическим критерием деятельности личности и государства.

    Отношения и связи между государством и личностью в обществе, в котором преимущественно пока еще господствуют коллективистские отношения (по крайней мере в сознании большинства людей), характеризуются как взаимная ответственность и сопричастность каждой личности к делам общества, своего государства. Смысл этого положения состоит в том, что не только личность имеет права и обязанности по отношению к государству, но и государство имеет права и несет обязанности по отношению к личности. Это демократическое, гуманное положение получило широкое развитие и обоснование в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации.

    Взаимная ответственность личности и государства вытекает из характера самого общественного и государственного строя, из лежащих в его основе закономерностей. При этом ответственность следует понимать в самом широком плане — как осознанные и объективно обусловленные общественно необходимые отношения. В этом заключается именно то общее и главное, что позволяет, как отмечает Л. Д. Воеводин, характеризовать государство и личность в их двусторонних отношениях в качестве взаимно ответственных субъектов.

    Общая взаимная ответственность личности и государства находит свое конкретное воплощение, преломляется во взаимной ответственности личности и трудового коллектива, который является одним из опосредующих звеньев между общественно-политическими учреждениями и трудящимися. Каждый член общества оказывает влияние на общественные отношения внутри трудового коллектива, а через него — на общество в целом. Осуществление личностью социальных функций (ролей) в экономико-правовых и морально-идеологических отношениях, возникающих в ходе совместного труда и совместного участия в управлении коллективными, государственными и общественными делами, прямые и опосредованные связи в рамках трудового коллектива требуют повышения сознательности и ответственности каждого за формирование современного экономического мышления.

    Общепринято, что положение личности в современном российском обществе находит выражение в ее правовых характеристиках, прежде всего в правовом статусе, т. е. в совокупности прав, свобод, законных интересов, а также обязанностей личности, в основе которых лежат конституционные права, свободы и обязанности, иначе говоря, конституционный статус личности.

    В то же время взаимоотношения личности и государства имеют, несомненно, политическое звучание, что находит свое наибольшее отражение в функционировании политической системы общества.

    В теории политико-правового состояния личности, определив одно из основных и очень важных положений, что каждый человек выступает как личность, закрепив те или иные стороны, связи, отношения ее с государством, таким образом сформулируем одну из основных правовых категорий — гражданское состояние личности.

    Вследствие закрепления юридической принадлежности лица к определенному государству, пишет Н. В. Витрук, личность приобретает новое юридическое качество — гражданина государства. Поскольку по отношению к государству она выступает в специфическом качестве гражданина именно этого государства, постольку последнее адресуется к нему не как к человеку вообще, а как к своему гражданину или, если речь идет об иностранце либо лице без гражданства, — как субъекту иного правового (гражданского) состояния. Таким образом, подчеркивает Н. В. Витрук, отношения государства и личности прежде всего опосредуются институтом гражданства. *

    С таким рассуждением можно согласиться, оно является отправной точкой в исследовании проблем гражданского состояния личности, тем самым определяются отношения между государством и личностью.

    Категорию гражданского состояния нельзя считать чисто правовой, ей в немалой степени присущ политический аспект. Продемонстрируем это на примере гражданского состояния особой группы иностранцев и лиц без гражданства — лиц, которым предоставлено убежище. Если одна их часть пользуется так называемым национальным режимом (иностранные граждане), то другая — лица, которым предоставлено политическое убежище, — иным комплексом прав и обязанностей, что в немалой степени объясняется политическими моментами.

    Государство предоставляет право убежища иностранцам и лицам без гражданства, преследуемым за защиту интересов человека и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность. Это значит, что такие лица могут приехать на постоянное или временное жительство в Российскую Федерацию. Они в определенной степени гарантированы от выдачи (экстрадиции) их тем государствам, где их преследовали за передовые взгляды и политическую борьбу. Эти лица обладают гражданскими и рядом политических прав граждан. Иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлено убежище, могут по их ходатайству быть приняты в гражданство, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, места жительства.

    Гражданское состояние личности можно рассматривать с двух точек зрения: как государственно-правовой институт, т. е. совокупность государственно-правовых норм по поводу возникновения, существования и прекращения гражданского состояния, и как существующую политико-правовую связь личности и государства, выступающую предпосылкой и условием обладания правовым статусом. В общетеоретическом плане существенный интерес представляет второе свойство.

    В. В. Полянский считает, что гражданство по своей юридической природе не есть субъективное право, оно не может быть субъективным (в смысле обладания правом на гражданство)1 в силу того, что, во-первых, здесь налицо двусторонняя связь (по мнению других авторов — правоотношение),2 которая носит объективный характер, и, во-вторых, положение субъектов этой связи таково, что только государство обладает суверенным правом решать вопрос окончательно об установлении или прекращении этой связи. Вместе с тем физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, апатрид) имеет субъективные права, реализуемые в конкретных правоотношениях по поводу возникновения или прекращения гражданства (право подачи ходатайства о приеме в гражданство, о выходе из него и т. п.). Но это — не субъективное право гражданства, а субъективное право по поводу гражданства.

    Следует присоединиться к мнению ученых, считающих, что категория «правовая связь» шире по своему содержанию, чем категория «правовое отношение», что первая выступает в качестве родового понятия по отношению ко второй. Прав В. В. Борисов, когда отмечает, что наряду с совпадением в определенных моментах есть и существенные различия: понятие «правовая связь» богаче по содержанию и сторонам проявления; правовая связь не имеет той четкой формальной определенности, которая крайне необходима правовым отношениям; она отражает связи не только между ее участниками, но и между их свойствами, отношениями, между ними и системой в целом.

    Гражданское состояние личности как объективно существующая политико-правовая связь личности с государством характеризуется тем, что является предпосылкой и условием обладания личностью соответствующим правовым статусом. Поэтому гражданское состояние личности бывает по крайней мере 4-х видов: а) состояние гражданина; б) состояние иностранного гражданина; в) состояние лица без гражданства; г) состояние лица, которому предоставлено убежище.

    Выдёление четвертого вида гражданского состояния следует рассматривать как разновидность гражданского состояния иностранного гражданина, что обусловлено четко выраженной более устойчивой политико-правовой связью таких лиц с государством; их правовой статус шире, чем правовой статус иностранного лица или лица без гражданства хотя бы потому, как это уже было отмечено, что они обладают рядом политических прав российских граждан.

    Еще в Конституции РСФСР 1918 г. говорилось, что РСФСР предоставляет право убежища всем преследуемым иностранцам (ст. 21). Основанием для предоставления убежища было преследование по политическим и религиозным мотивам. В Конституции СССР 1936 г. право убежища иностранным гражданам предоставлялось за защиту интересов трудящихся, научную деятельность, национально-освободительную борьбу (ст. 129). По Конституции СССР 1977 г. основания для установления политико-правовой связи были существенно расширены в случае предоставления убежища. Это — защита интересов трудящихся, дела мира, участие в революционно-освободительном движении, прогрессивная общественно-научная и иная творческая деятельность (ст. 38).

    Конституция РФ 1993 г. не предусматривает, к сожалению, права на убежище в таком подробном изложении, а отсылает к общепризнанным нормам международного права (ст. 63).

    В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

    Анализируя гражданское состояние личности относительно государства, следует исходить не только из того, что это правовая связь личности с государством, но и связь, имеющая политическое свойство. Предметно-функциональная характеристика гражданского состояния личности позволяет отметить, что предметом этой политико-правовой связи выступает отношение личности к государству. Функциональное свойство политико-правовой связи проявляется в том, что через нее личность приобретает тот или иной комплекс прав, свобод и обязанностей, а утрата такой связи означает для личности изменение всего комплекса правового статуса (прав, свобод и обязанностей), индифферентное отношение как личности к государству, так и государства к личности.

    Что же является содержанием политико-правовой связи личности с государством? В литературе высказаны три точки зрения. В первом случае — это совокупность прав и обязанностей лица, определяемых государством. Соответственно правовой статус гражданина характеризуется не как проявление правовой связи личности с государством, а как сама эта связь. Правильно замечает Н. В. Витрук, что таким образом гражданство как особая правовая связь лица с государством отождествляется с правовым статусом гражданина, что логически ведет к отрицанию значения гражданства как условия обладания правовым статусом гражданина и его реализации. Неразрывная связь правового статуса и гражданства не дает оснований объявлять правовой статус содержанием гражданства как правовой связи личности с государством. Правовой статус скорее всего является следствием полити- ко-правовой связи личности с государством.

    Иные авторы рассматривают гражданство как правоотношение между личностью и государством, отмечают его общий характер.Субъектами такого правоотношения выступает, с одной стороны, личность, а с другой — государство.

    Существует точка зрения на гражданство как на своеобразное субъективное право в общем правоотношении между гражданами и государством, являющимся необходимым условием для приобретения всех конституционных прав и обязанностей, свойственных гражданам. Гражданство представляется как разновидность субъективного права. Однако, если оно — необходимое условие обладания правами и обязанностями, то получается, что предпосылкой субъективного права является само субъективное право.

    В юридической литературе гражданство определяют как особую правовую связь лица с конкретным государством, выражающуюся в совокупности прав и обязанностей лица по отношению к государству и соответственно государства по отношению к своим гражданам. По мнению Л. Д. Воеводина, «в гражданстве недостаточно видеть лишь правовую предпосылку для обладания конституционными правами, свободами и обязанностями. Содержание гражданства складывается из специфических прав и обязанностей лица по отношению к государству и государства по отношению к данному лицу. Они возникают в связи с распространением на данное лицо юрисдикции государства, с предоставлением лицу правоспособности в полном объеме, с охраной их прав и законных интересов граждан».

    Однако такое распространение на личность юрисдикции государства возможно только после установления, определения гражданского состояния личности (применительно к политико-правовому состоянию гражданина после признания личности в качестве гражданина). «Строго говоря, — отмечает Н. В. Витрук, — в данном случае речь идет о юридических последствиях, которые возникают из факта гражданства, т. е. из признанной законом принадлежности лица к определенному государству». Н. В. Витрук предлагает перечень форм правовых связей дополнить еще одной формой — правовой связью по принадлежности. Гражданство и является правовой связью по принадлежности к определенному государству.

    Методологически верно, анализируя гражданское состояние личности, обратить внимание на то, что принадлежность лица к определенно- му государству устанавливаемся в результате возникновения юридического факта, а до этого момента существует общая неопределенная политико-правовая связь личности и государства. Содержанием этой связи, по всей видимости, является, с одной стороны, отношение личности к государству, с другой — отношение государства к личности.

    После того как возникает юридический факт, который признается государством в качестве такового, происходит конкретизация общей политико-правовой связи соответственно в политико-правовую связь:

    а) гражданина;

    б) иностранного гражданина;

    в) лица без гражданства;

    г) лица, которому предоставлено убежище.

    Политико-правовая связь гражданина с государством — объективный факт для него. Объективность в отношениях всех видов политико- правовых связей заключается в том, что только государство в конечном счете окончательно решает вопрос об их изменении, трансформации, переходе из одного вида в другой.

    Изменение связей, естественно, сказывается на изменении правового статуса. Например, принятие лица без гражданства в гражданство ведет к трансформации политико-правовой связи лица без гражданства в политико-правовую связь гражданина, что означает и изменение правового статуса лица без гражданства в правовой статус гражданина. Отметим, что изменение прав, свобод и обязанностей в пределах правового статуса не влечет изменения гражданского состояния личности, а изменение правового статуса в целом возможно только в результате изменения гражданского состояния личности.

    Нельзя полностью согласиться с Н. В. Витруком, полагающим если ставить содержание правового статуса в прямую зависимость только от гражданства, то оставалось бы неясным, как связан с государством правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Правовой статус иностранного гражданина, лица без гражданства, лица, которому предоставлено убежище, зависит именно от наличия соответствующей политико-правовой связи.

    Категория гражданского состояния личности как отношение личности к государству и отношение государства к личности как политико- правовая связь личности и государства дает основание отметить, что правовой статус конкретных личностей определяется характером этой связи и ее особенностями.


    Please publish modules in offcanvas position.