Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - В обновленном обществе человек выходит на первое место

    Содержание материала

    В обновленном обществе человек выходит на первое место

    среди всех общественных ценностей, но не как объект попечения со стороны государства, лишенный самостоятельности, а как субъект, наделенный реальными правами и возможностями обеспечивать себя всем необходимым, в чем он нуждается в рамках закона. Если общественные и личные интересы противоречат друг другу, то должны вырабатываться и проводиться в жизнь компромиссные решения. При несовпадении интересов большинства и меньшинства принимаемое решение при всех условиях не должно вести к ущемлению прав меньшинства, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации.

    Правовое государство — это гарантия продолжения демократизации общества, гарантия его обновления. В противном случае будет невозможно активизировать функционирование личности в политической системе, поднять ее творческий потенциал и инициативу, чему во многом будет способствовать становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти. Динамизм и сложность протекающих в России социально-политических процессов обостряют проблему обеспечения приоритета культуры как важнейшего условия формирования гражданского общества. «Духовное люмпенство, пронизавшее все слои населения, все сферы жизнедеятельности личности в условиях резкой политической дифференциации, — считает И. Б. Виноградова, — создает предпосылки социального экстремизма, нетерпимости в сфере политики, идеологии; харизматизации лидерства, отождествления сильной власти только с властью, основанной на силе; опасности возникновения ситуации, когда культура в области политики может стать лишь принадлежностью элиты».

    Как отмечает Б. Грушин, перемены, необходимые обществу, направлены не только против основных принципов тоталитарной системы, но и «против тех свойств самого народа, которые в свое время вызвали к жизни данную систему власти, вернее, сделали ее возможной».

    Однако эти свойства (эгалитаризм, яростная нетерпимость) не исчезают вдруг, они получают свое новое воплощение не только в силу сложившейся экономической ситуации. Сказывается дефицит культуры, в связи с чем мы расплачиваемся за принижение ее роли в общественной жизни. Становление гражданского общества, политической культуры, адекватной демократическим принципам, невозможно без подъема общей культуры всех социальных групп.

    Политические будни наших дней характеризуются тем, что проблема правовых гарантий демократической модернизации политической системы сопряжена с верой как народа в целом, так и отдельных социальных групп в «крупного политического деятеля». Отчетливо проявляющаяся персонификация власти выдвигает проблему соотношения законов власти и личностных качеств лидера. Известно, что государственная власть обладает стремлением к концентрации, абсолютизации, к исключительности, ей свойственно «вездесущее стремление охватить все и вся, проникнуть во все поры жизни общества». В такой ситуации возрастает влияние случайных, личностных факторов на политическую жизнь. Уровень профессиональной, правовой, политической, общей культуры влияет на готовность власти в лице ее лидера или политических, государственных институтов к диалогу с гражданами.

    С одной стороны, власть обнажает уровень культуры политического, государственного деятеля, с другой — именно культура выступает в качестве условия, нейтрализующего влияние подобных явлений на власть, предотвращающего заражение ими субъектов власти. В частности, Олвин Тоффлер обращает внимание на то, что высшее качество и наибольшую эффективность власти придают знания, именно они стали определяющим фактором ее функционирования.

    Только через реальное обеспечение принципа культурности в системе государственной власти можно подготовить ее к функционированию в рамках гражданского общества. Акцент на культурных предпосылках власти отнюдь не означает одностороннего подхода к проблеме становления гражданского общества. Это единый процесс экономических, политических изменений, духовных преобразований. России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как не достигнуто реальное равноправие, есть проблема равноправия женщин, социальных меньшинств, новые группы оказываются в маргинальном положении, и поэтому «гражданское общество в одной стране создать невозможно».

    Всеобщие гражданские права должны быть распространены на все человечество, должно быть создано мировое гражданское общество, а странам со сложным этническим или каким-либо еще составом населения придется, вероятно, заниматься в ближайшее время не демократизацией, а проблемами территориальной целостности и поддержанием законности и порядка.

    Гражданское общество выступаетусловием подлинной демократии и эффективной рыночной экономики. В идеале гражданские общества никто не строит, они развиваются самостоятельно. У возникающих же сегодня демократий нет ни времени, ни средств, чтобы ждать, пока это случится само собою. Необходима какая-то намеренность, необходимо строить независимые организации и инструменты как промежуточное звено между правительством и индивидом. В этом процессе велика была бы роль разного рода фондов, некоторые уже действуют в Восточной Европе. Мелкие предприятия — тоже часть гражданского общества, поэтому существенно важно обеспечить юридическую и финансовую помощь при их создании. Важный элемент гражданского общества — средства массовой информации.


    Please publish modules in offcanvas position.