Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Сочетание норм права в системе

    Содержание материала

    Сочетание норм права в системе

    является наделением их совокупным свойством регулировать различные виды, области и сферы общественных отношений. В процессе такого объединения происходит «притирка» норм путем такой формализации, при которой каждая отдельно взятая норма обретает свою частичную специфическую функцию. «Выпадение» ее (скажем, в случаях отмены или изменения нормы) вызывает необходимость каких-то коррективов в ее «ближайшем окружении». Таким образом, норма права в системе права — это не простая совокупность и не «суммативиость» (хотя такое мнение высказывалось), а организованная система.

    Спорным является вопрос о том, не отнести ли всю систему норм к органической, т. е. содержащей в себе механизмы к обновлению, к преодолению всякого рода несовершенств нормативного регулирования. Во всяком случае, для правового государства необходим в качестве идеала именно такой уровень организации системы.

    Сейчас важно подчеркнуть, что «вхождение» норм права в систему модифицирует каждую из них. Складываются и специализированные виды норм, выполняющие те или иные интегративные функции и поэтому не содержащие в себе каких-то структурных элементов. Обычно их относят к категории «нормативных предписаний» (мононормы; нормы-принципы; общие нормы; правовые конструкции, правовые дефиниции, презумпции), анализ которых — предмет особого рассмотрения. В логическом контексте системы права очевидны процессы систематики на элементарном уровне норм права. Они придают последним облик элементов системы. Это происходит как изначально при первичной разработке тех или иных норм, так и впоследствии (при обновлениях, систематизации, кодификации законодательства). Мононормы же имеют предправовую природу, ибо они не простое следствие обобщения конкретных норм.

    Институт права — это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенный вид родственных общественных отношений. Институт — составная часть, звено отрасли. Их отличие заключается в том, что институт регулирует не всю родовую совокупность общественных отношений, а лишь их отдельные стороны и особенности.

    Правовой институт — это первичная правовая общность норм права, относительно самостоятельные структурные подразделения отраслей права, отсюда — их функциональное и предметное многообразие. Нормы института права имеют видовой предмет правового регулирования, который обычно формируется в процессе как расширения предмета, так и углубления метода правового регулирования.

    Классификация правовых институтов многообразна. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д. По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные. Кроме того, институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые, простые и сложные, регулятивные, охранительные и т. д.

    Отраслевой институт состоит из норм одной конкретной отрасли права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей.

    Простой институт не содержит в себе никаких структурных подразделений. Сложный же институт имеет в своем составе мелкие самостоятельные образования.

    Между институтами внутри отрасли могут существовать отношения субординации, соподчинения. Определенные части крупного института образовывают нередко самостоятельные подразделения, которые называются субинститутами. Например, институт финансовой дисциплины, дисциплины труда, имущественной ответственности и т. д.

    По функциональной роли в системе субординации отраслей: институты конституционного права (учредительные) и правоотраслевые институты. Первые являются общеправовым основанием для вторых.

    По основной функциональной направленности они бывают как регулятивные, так и правоохранительные.

    Основные правоохранительные институты представлены в административном, уголовном праве, однако могут содержаться и в регулятивных отраслях. Например, в гражданском праве — нормы, закрепляющие недействительность сделок (ст. 166-181 ГК РФ); в природоресурсовых отраслях — составы соответствующих правонарушений. Специфично уголовно-исполнительное право, институты которого — сплав регулятивных и охранительных институтов. Такую же «смешанную» природу имеют и институты процессуального права.

    По внутриотраслевому структурированию выделяют институты специализированные общеотраслевые и предметно-видовые. Первые иногда называют «функциональными» (С. С. Алексеев). Они представляют сквозное регулирование отдельных операций в пределах отрасли. Специализированными являются, например, в гражданском праве институты объектов гражданских прав, сделки, представительства исковой давности; в уголовном праве — институты необходимой обороны, соучастия, условного осуждения. Предметно-видовыми в гражданском праве являются институты права собственности, конкретные виды договоров; в уголовном праве — институты по видам преступлений (против собственности, против личности и т. д.).

    Институты каждой отрасли различаются по объему (характеру) охвата предмета регулятивным действием. Поэтому в каждой отрасли права складывается общеотраслевой общефункциональный институт, нормы которого составляют субстанцию отрасли, ее основу.

    Это нормы закрепляют принципы отрасли, правосубъектность, представляют собой общеотраслевые дефиниции и презумпции, выступают часто «целями и задачами» закона; это и есть нечто иное, как переложение на язык закона функций данной отрасли, которые также относятся к основному институту. В контексте внутриотраслевых связей все другие институты (специализированные и видовые) являются производными (конкретизирующими).

    На уровне системы права все институты классифицируются по их правоотраслевой принадлежности. Все они «на равных основаниях» связаны между собой и общефункционально обусловлены институтами конституционного права.

    Возможны вторичные образования — отраслевые комплексные институты (например, институт хозяйственного договора — в гражданском праве). Наиболее прочное объединение институтов отрасли образует подотрасль права (обязательственное право в гражданском праве).

    В структурах конституционного и административного права существует интегральный институт, определяющий компетенцию всех звеньев государственного аппарата во всех отраслях правотворчества. Нормами этого института моделируются все процессы систематики права.


    Please publish modules in offcanvas position.