Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Социалистическая республика

    Содержание материала

    Социалистическая республика

    — особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксистской теории, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом. Особенностями социалистической республиканской формы правления являются:

    •   соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;

    •   ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;

    •   сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет государственной власти управлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в масштабе всей страны;

    •   создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;

    •   отрицание идеи разделения властей.

    Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижская коммуна; Советская республика и Народно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной формой диктатуры пролетариата.

    Итак, общими юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

    1) ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

    2) выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

    3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом;

    4) представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

    5) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

    6) преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

    В республике глава государства избирается на определенный срок. В президентской республике взаимоотношения главы государства, парламента, правительства напоминают отношения в дуалистической монархии, но место монарха занимает избираемый народом президент. В парламентарной республике эти взаимоотношения такие же, как и в парламентарной монархии.

    В условиях существования тоталитарных систем в республиканских государствах имеются признаки монархической формы правления — несменяемость главы государства. Это не просто резкое усиление власти президента и возникновение суперпрезидентских республик, а возникновение президентско-монистической республиканской формы правления. Если в суперпрезидентских республиках в конституции предусматривалось периодическое переизбрание главы государства, то в президентско-монистических республиках в конституции предусматривалось «пожизненное президентство» или «руководство государством» (Сукарно в Индонезии, И. Б. Тито в Югославии, Ф. Маркое на Филиппинах). Пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. До недавнего времени оставалось лишь два пожизненных президента — в Малави и Корейской На- родно-Демократической Республике, причем Ким Ир Сен еще при жизни назначил сына своим преемником.

    Указанные критерии разграничения форм правления и ныне сохраняют свое значение, все они (кроме явно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы. «Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во многих вновь возникающих


    государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, приобретают разные черты, тем самым утрачивается жесткость существующих критериев и по юридическим признакам: соединяются черты монархии и республики (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).

    Тайие модификации формы обусловлены несколькими причинами. Во-первых, для управляемости государства важно не столько разделение властей и наличие системы сдержек и противовесов, сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства, так как их отсутствие ведет к кризису политической системы, что можно было наблюдать на примере России в противостоянии законодательной и исполнительной властей. Во-вторых, традиционные формы государства имеют и недостатки, состоящие, в частности, в появлении суперпрезидентских республик в Латинской Америке, президентско-мони- стических республик в Африке, а парламентарным республикам присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки (за пятьдесят послевоенных лет в Италии сменилось более полусотни кабинетов министров). В-третьих, возникновение смешанных форм есть отражение восприятия общечеловеческих ценностей, гуманистических идей и институтов (принятие конституций в эмиратах Персидского залива), борьбы прогрессивных сил за изменение формы правления (например, в Иордании, Непале).


    Please publish modules in offcanvas position.