Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Глава 3 / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА / § 1. Понятие и структура формы государства

    Содержание материала

    Глава 3 / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА / § 1. Понятие и структура формы государства

    Категория «форма государства» непосредственно связана с категорией «сущность государства» в основном понятийном ряду теории государства и права.

    Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.

    Форма государства как понятие раскрывает механизм, способы «фор- мообразования», организации и функционирования государства, является в этом отношении научной, практически истинной абстракцией. Вне анализа этой стороны государства невозможно понимание способов реализации его сущности. Эта чисто познавательная сторона категорий соответствует и объективному положению — неразрывной связи государства как организации политической власти, выражающей как общие, так и частные интересы экономически господствующих политических сил, стоящих у власти, со способами его организации.

    Теория государства и права при помощи общего понятия раскрывает свойства конкретных форм различных государств, а также общее и особенное в этих формах. Поскольку государство представляет собой постоянно функционирующую политическую организацию, то его форма связана с определенным видом государства как особого явления, представляющего диалектическое единство содержания и формы.

    Существуют различные точки зрения на понятие «форма государства». Его трактуют в узком смысле (только форма правления) или в широком (совокупность формы правления и формы государственного устройства); политический режим в этой ситуации рассматривается как явление, характеризующее сущность государства, или область методов осуществления классового господства.

    Интересна точка зрения, согласно которой следует различать внутреннюю и внешнюю форму государства; под первой понимается демократия, а под второй — конкретная организация политической власти. Так как демократия есть разновидность политического режима, то его необходимо понимать как внутреннюю форму государства, а совокупность форм правления и государственного устройства представляет собой внешнюю форму.

    Государство, как и любой другой объект, предлагается рассматривать также как функциональную (динамическую) и организационную (статическую) систему, поэтому формой государства в динамическом аспекте считается политический режим, а в статическом — форма правления и форма государственного устройства.

    Традиционно считается, что под формой государства следует понимать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов (или сторон): формы правления, формы государственного устройства и политического режима. При этом под формой правления имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и с населением. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Под политическим режимом понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил, стоящих у власти. Высказано также предложение добавить к указанным элементам четвертый — «политическую динамику», отражающий изменения в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

    Данный подход встречает и возражения, так как поскольку форма есть организация содержания, то она не может быть совокупностью ее же сторон, ибо форма любого явления вообще не может быть единством, совокупностью элементов. Таким образом, данное понятие формы государства по определению соответствует содержанию, между тем под формой следовало бы понимать различные способы связи между указанными элементами. Кроме того, политический режим включается как однопорядковый элемент, наряду с формой правления и формой государственного устройства, хотя по отношению к ним он выступает определяющим фактором. «Практически политический режим может реализоваться только в определенной форме правления и форме государственного устройства, вне которых он не может существовать».

    Следует присоединиться к данному мнению, ибо как понятие «форма государства» отражает наиболее общие признаки определенного класса предметов (в данном случае явлений, свойств, отношений) — способа организации конкретных государств.

    Таким образом, в юридической литературе не выработано единого понятия формы государства, что затрудняет и решение проблемы классификации его форм.


    Please publish modules in offcanvas position.