Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Последовательное становление демократического общества

    Содержание материала

    Последовательное становление демократического общества

    требует цивилизованности взаимоотношений личности и государства, немыслимо без преодоления противоречий в интересах их дальнейшей гуманизации, ибо развитие человеческой цивилизации во многом определяется гармонизацией взаимоотношений «личность—гражданское общество—правовое государство».

    В условиях мирного построения нового демократического общества в нашей стране, основанного на допущении в нем различных форм собственности (в том числе и частной), на существовании в нем свободных рыночных отношений, видоизменяется сфера тех противоречий, которые анализировались основоположниками марксизма-ленинизма. Они рассматривали в первую очередь противоречия между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией, между угнетенным (эксплуатируемым) и господствующим (эксплуататорским) классами, между марксистской идеологией и другими формами идеологий и т. п. С другой стороны, в условиях мирного построения более совершенных форм общественного устройства в нашей стране приобретают особо важное значение такие противоречия, как противоречия между производством и потреблением, между уровнем производства и потребностями общества, между государством и налогоплательщиками, между монополизмом и свободной конкуренцией, между финансовыми возможностями государства и наиболее полным удовлетворением социальных программ, между существующими государственными и общественными организациями и постоянно возникающими процессами их отчуждения, противоречия между различными ориентациями властных структур, между профсоюзами и государством, между партиями различных экономических и политических ориентаций, между государственной и частной собственностью; противоречия, связанные с конкуренцией между предприятиями и отраслями производства, многочисленные противоречия, возникающие между властными структурами и развитием науки, культуры и образования; противоречия между различными социальными группами, между консервативным и радикальным, между рыночными и централизованными формами обмена результатами трудовой деятельности, между свободным трудом и остатками подневольных форм трудовой деятельности, противоречие между социальными и национальными движениями и многие др.

    Упрощенно было бы понимать гражданское общество как сферу, полностью свободную от функционирования каких-либо политических структур. Некорректно также деполитизировать гражданское общество, определяя его как неполитическую сферу. Человек может реализовать свою гражданскую свободу поведения, выбора образа жизни в высказывании мнения, позиции, в участии в собрании, митинге, демонстрации, существовании партий, функционировании частных телекомпаний, газет, радиостанций.

    Особенность гражданского общества не в отстраненности от политики, но в разграничении государственной политики и политики, проводимой партиями, в возможности существования как официальной позиции, так и позиций каких-либо групп, независимых средств массовой информации. К государственной политике гражданин имеет право подходить критически, но законопослушно, если само государство функционирует в рамках конституционного пространства.Гражданское общество есть способ организации экономических, производственных отношений, где личные интересы развиваются до степени коллективных, которые, в свою очередь, воспринимаются через интересы, права и свободы отдельной личности в силу того, что отношение между государством и гражданским обществом есть отношение между публичной властью и индивидуальной свободой.

    Процесс отчуждения наиболее рельефно проявляет себя в обособленности политических организаций (в первую очередь государства) от породившей их основы (народа, народных представителей, коллективов). Получая власть от лица общественности, считает Д. П. Горский,государство осуществляет свои властные функции, далеко отступая от тех программ, которые дают перед их избранием представители будущей государственной власти, осуществляющие свою власть вопреки тем наказам, которые формулирует общественность при их выдвижении, и тем самым вступающие в противоречие с нею. Власть иногда выступает откровенно против избравших ее известных групп населения и партий, против Конституции. Захват власти хунтой в августе 1991 г. — яркий тому пример. Удовлетворение общенародных, общенациональных интересов часто сводится к минимуму, однако интересы и привилегии групп (классов), поддерживающих власть, защищаются самым откровенным образом, так как «политическая власть — это необходимая для совместной жизни людей и в то же время самая коварная, жестокая и непокорная сила. Достаточно ей достигнуть известной величины, "критической массы", как она начинает действовать по своим законам и нравам, коверкая и подчиняя людей — представителей власти, делая их своими заложниками, носителями ее безудержно нарастающей демонической силы».

    В сфере политических отношений государство занимает (и будет еще долго занимать) ведущее положение, причем нужно помнить, что оно обусловливается гражданским обществом, так как его деятельность в первую очередь определяется выполнением общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

    Гражданское общество, отмечает А. Г. Унпелев, представляет собой такой союз людей, который исторически отстоял свои естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права. Политическое бытие гражданского общества реализуется как бы на двух этажах: на уровне государственной власти (парламентская деятельность народных представителей) и на внепарламентском уровне через деятельность политических партий, общественных организаций, движений, культурных ассоциаций, общественного мнения.


    Please publish modules in offcanvas position.