Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Глава 19 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / § 1. Понятие и структура правосознания

    Содержание материала

    Глава 19 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / § 1. Понятие и структура правосознания

    Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, общество. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание.

    Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично но отношению к существующим экономическим отношениям; формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.

    Первобытные представления о праве — это не что иное, как представления о порядке взаимоотношений людей и руководствоваться (фактических, личных отношений). Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности.

    С возникновением права в собственном смысле слова юридические отношения стали рассматриваться не как индивидуальные, а как всеобщие. Содержание правосознания изменилось в корне. Общезначимость общественных отношений отражается в общественном сознании в качестве таких общих признаков явлений, фактов, само наличие которых обязательно влечет за собой возможность или обязанность определенного поведения, предписанного государственной властью. Иначе говоря, общественные отношения, представления о них обрастают в сознании людей идеалами, понятиями о должном порядке. Такие понятия воплощаются в законах государства.

    Понятия «юридические права» и «юридические обязанности» возникают в результате осознания потребности в государственном признании определенных интересов, т. е. в придании им общеобязательного, общезначимого характера, в обеспечении этих интересов мерами государственного принуждения.

    Таким образом, право и правосознание формируются вместе в диалектическом единстве.

    Специфический признак правосознания — соотнесение в сознании (индивидуальном, классовом и т. д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса с возможными, необходимыми или существующими юридическими правами и обязанностями. Результатом такого соотнесения являются идеи, представления о праве.

    Следовательно, правосознание — это форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни.

    Правовые взгляды и воплощающие их нормы права участвуют в детерминации поведения людей, всего хода исторического развития.

    Огромное значение в процессе реализации прав, свобод и обязанностей принадлежит правовому сознанию личности, ее индивидуальным свойствам и качествам, социально-политической активности. В правосознании есть по крайней мере три основных уровня: знание права, отношение к праву и навыки правового поведения. Между этими тремя компонентами иногда нет единства, а нередко существует заметное расхождение. Идеальный вариант (тогда следует говорить о высоком уровне правосознания) будет в том случае, когда все компоненты находятся в неразрывном единстве: знание права, положительное отношение к нему как к социальной ценности требуют навыков правомерного поведения, которые превратились бы в привычку.

    Воспитание правосознания не сводится к повышению знаний о праве, к формированию положительного отношения к нему. Не менее важно вырабатывать и правовые привычки. «Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, когда мы поступали бы вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому, что мы так привыкли. И воспитание этих привычек — гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания», — отмечал А. С. Макаренко.

    Одно из исследований, проведенное во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности под руководством профессора А. Р. Ратинова, показало, что знание права, уровень правовой осведомленности почти одинаковые и у правонарушителей, и у граждан, соблюдающих требования норм права. А вот коэффициенты, отражающие отношение к праву как правонарушителей, так и лиц с правомерным поведением, выявили разницу в полтора раза. Когда же вывели коэффициенты, отображающие усвоение навыков правового положительного поведения, то разница была установлена весьма значительная — в три раза.

    Следовательно, правосознание — это сложное явление, совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоенность навыков правового положительного поведения.


    Please publish modules in offcanvas position.