Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Акт применения

    Содержание материала

    Акт применения

    как документ обладает рядом юридических свойств:

    •   властное веление;

    •   индивидуальное веление, основанное на норме права;

    •   компетентное веление, вынесенное компетентным органом;

    •   определение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей участников конкретного правоотношения;

    •   установление мер ответственности за совершенное правонарушение.

    Следовательно, акт применения — это разновидность юридического факта или элемент сложного фактического состава, имеющий назначением внести организованность, упорядоченность в конкретные общественные отношения.

    Акт применения права — это документально оформленное, государственно-властное, индивидуально-конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе нормы права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

    Наряду с актами применения в практике государственного управления значительное место занимают близкие к ним по значению индивидуальные акты, особенно в сфере экономического руководства. Но они не являются актами применения конкретной нормы. Каждый акт применения права преследует определенную цель, фактическое достижение которой дает возможность считать его эффективным.

    '             Так как применение нормы права связано с осуществлением либо ее

    диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют:

    •   исполнительно-распорядительную деятельность государственного органа (например, распределение материальных фондов);

    •   правоохранительную деятельность государственного органа (например, приговор суда по конкретному уголовному делу или его решение по гражданскому делу и т. п.).

    Совершенствование деятельности органов внутренних дел предполагает улучшение правоприменения. Если оно обосновано, то этим предопределяется верная направленность и эффективность правового воздействия. Когда на основе акта применения возникло правоотношение, то исполняется не только соответствующая норма права, но и сам акт, которым четко определены субъекты, их права и обязанности. Таким образом, единство нормы права и акта применения укрепляет юридические гарантии правомочий и юридических обязанностей. Но как бы ни было велико значение акта применения, он не влечет автоматическое исполнение нормы права. Нужно, чтобы субъекты совершили реально те действия, которые имеются в виду и в норме права, и в акте применения. Только тогда норма права полностью воплощается в жизнь.

    По общему правилу реализация актов применения требует проведения организаторской работы государственных органов и других субъектов, применяющих нормы права. Здесь необходимы непрерывные двусторонние связи между субъектом акта применения и субъектами — непосредственными исполнителями. Процесс реализации, информация о нем порождают новые ситуации, вносятся коррективы либо принимаются впоследствии акты применения.

    Важную роль в процессе реализации акта применения играет распорядительная и организаторская работа в процессе применения права. Это неюридическая деятельность, но в условиях государственно-организованного общества она носит всеобъемлющий, универсальный характер, облекаясь, как правило, в организационные акты, которые нацеливают членов общества на правильное и четкое исполнение норм права. Иначе говоря, организационные акты применения действуют в сочетании с ними.

    Для понимания процесса применения права важно уяснить способствующие ему юридические условия, которые нельзя сводить только к санкциям. Назовем их.

    1. Соответствие воли государства, закрепленной в праве, воле социальных субъектов, которые применяют норму. Это главное условие нормального применения.

    2.  Наличие четко сформулированных социально полезных целей норм права, осознание которых способствует формированию внутренних мотивов правомерного поведения.

    3.  Наличие общих предписаний, мобилизующих социальных субъектов на реализацию норм права.

    4.  Наличие конкретных компетенционных норм, которые прямо имеют в виду обязанность соответствующего органа (должностного лица) применять нормы права.

    В литературе высказывалась точка зрения, что применение права можно понимать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова все граждане применяют нормы права, соблюдая, исполняя и используя их, в узком — применение права есть прерогатива только специальных органов. Однако такая трактовка не была оправдана, так как не способствовала выяснению специфических свойств применения права как специальной властно-организующей деятельности государства, поэтому и не получила признания.

    Применение права в каждом конкретном случае оказывает организующее воздействие. Все в совокупности взятые индивидуальные акты в той или иной сфере общественной жизни обеспечивают (вместе с другими формами общественной и государственной деятельности) государственное управление. Применение права выступает одной из форм государственного руководства обществом и способно оказать влияние на развитие конкретных общественных отношений в соответствии с закономерностями его развития.

    Для того чтобы выяснить роль применения права с управленческой точки зрения, необходимо прежде всего учитывать его юридические свойства, которые раскрываются через функции применения, т. е. направленность фактического действия правоприменительных актов. Совершенно ясно, что функции применения права не могут противоречить функциям самого права.

    Применению права присущи социальные и юридические функции. Под первыми имеются в виду экономические, политические, социально-культурные, культурно-воспитательные. Под юридическими пони-

    26—3591

    маются регулятивные и охранительные функции: закрепление господствующих общественных отношений, придание им урегулированное™ и порядка; стимулирование развития новых отношений; охрана общественных отношений от посягательств.

    Юридические функции применения права принимают специфический вид и являются правообеспечительиыми либо выполняют функцию индивидуального (казуального) правового регулирования. Они вытекают из самой природы применения права, в отличие от других форм реализации права.

    Соблюдение, использование и исполнение выливаются в многообразную фактическую деятельность субъектов права. Это непосредственная реализация норм права. В отличие от перечисленных форм, применение права таковым не является. Его главное назначение — обеспечить, организовать реализацию норм права путем принятия актов применения. Из этого и вытекают функции применения права.

    Правообеспечительная функция состоит в том, что применение права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм права. Ее выполняет любой акт применения. Например, если не будет вынесен приговор по уголовному делу, то наказание, т. е. исполнение нормы уголовного права, предусматривающей наказание за данное преступление, не будет реализовано. Следовательно, применение права в силу этой функции является способом организации фактического поведения по реализации права.

    Функция индивидуального (казуального) правового регулирования состоит в том, что применение права обеспечивает уточнение правовых норм с учетом определенных обстоятельств, конкретизацию субъективных прав и обязанностей участников правоотношения. Так, в приговоре суда на основе нормы права устанавливается конкретная мера наказания, которой должен быть подвергнут данный преступник. Таким образом, эта функция состоит в дифференциации правового регулирования на основе общей нормы права применительно к конкретным случаям.


    Please publish modules in offcanvas position.