Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Экологическое (природоохранительное) право

    Содержание материала

    Экологическое (природоохранительное) право

    давно обособилось от земельного и других природоресурсовых отраслей права и с принятием закона РФ «Об охране окружающей природной среды» — акта кодифицированного типа сложилось как одна из ведущих отраслей права со своим предметом и методом. Прав, несомненно, С. С. Алексеев, что тот или иной вид общественных отношений может быть признан самостоятельным предметом права лишь постольку, поскольку он предопределяет юридическое своеобразие данной совокупности норм, поскольку он требует особого метода правового регулирования.

    В юридической литературе высказываются воззрения на систему права, отвергающие концепцию предмета и метода правового регулирования. Утверждается, что отрасли права не могут быть признаны в качестве более или менее стабильных, закономерных элементов системы права и представляют собой лишь его относительно устойчивые автономные образования. Отраслевая структура не охватывает полностью всего объема норм, действующих в той или иной стране. Аргумент: в основе системы права лежат связи содержания норм (субстрата), выражающие перенос содержания и информации от одного элемента к другому. Эти связи и обеспечивают появление общего свойства, не присущего каждой из норм.

    С этой позиции делается вывод, что почти во всех странах сложилась иерархическая система норм: основы экономики и политики; организация власти; цели регулирования; общие принципы регулирования; правосубъектность; гражданство; основные права, свободы, обязанности граждан; управление и правосудие; отраслевые принципы правового регулирования в отдельных областях общественной жизни.1

    По нашему мнению, такой «субстрат содержания» норм права обедняет и содержание, и структуру действующего права и упрощает всю проблематику совершенствования законодательства.

    Система и структура права — это само право, представленное в исто- рико-логическом процессе развития. Оно рассматривается здесь как «накопитель» информации о способностях достижения своих интегральных регулятивных свойств — интегральной нормативности, стабильности, преемственности, динамизма. Это значит, что интерпретировать систему права как чисто информационную (кибернетическую, управленческую), к чему предпринимаются попытки в 70-х гг., было бы, на наш взгляд, ошибкой. Здесь суть дела все же не ограничивается решением задачи «где и что найти», хотя это очень важно и для правотворчества, и для правоприменения. Главное — это анализ внутренней формы права с целью его совершенствования. В этом контексте может быть определен и кибернетический (управленческий) аспект.

    Научное значение категории «система и структура права» состоит в том, что она позволяет проследить процессы формирования системообразующих свойств права, их объективации через изучение системных свойств законодательства. Если система и структура права объективны, то, следовательно, эта связанность норм права на всех уровнях должна определенным образом проявляться и в системе законодательства и иных нормативно-правовых актов.

    Практическое значение данной категории состоит в том, что она дает объективные ориентиры как для законотворчества, так и для правоприменения. Разработка каждого нормативно-правового акта должна опираться на точное понимание правоотраслевой природы тех норм, которые в него включаются. Систематизация законодательства должна отвечать критериям структурных блоков системы права (хотя при этом возможно их различное сочетание). Правоприменение в каждом конкретном случае должно воплощать точный выбор всего комплекса норм права, которым регулируется данный вид общественного отношения.

    Надо отметить, что классификация отраслей права только по предмету регулирования по существу сводила вопрос о системе права к вопросу о системе общественных отношений. Поэтому в ходе второй дискуссии (1955-1958 гг.) было признано необходимым помимо основного критерия (предмета правового регулирования) выделить и дополнительный критерий — метод правового регулирования. Под ним понимается совокупность приемов, способов и средств воздействия права на общественные отношения. Предмет является материальным критерием разграничения норм права по отраслям, а метод служит дополнительным юридическим критерием, так как он произведен от предмета. Именно предмет обусловливает необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль сформирована, то появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Специфика общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права, детерминирует необходимость использования при этом определенного метода, который в каждой отдельной отрасли будет неодинаков.

    Весь сложный комплекс способов, средств и приемов раскрывает структуру метода правового регулирования. Его конкретное содержание зависит от предмета каждой отрасли права.


    Please publish modules in offcanvas position.