Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Функциональная систематика права

    Содержание материала

    Функциональная систематика права.

    Система права предполагает структуру, т. е. взаимодействие норм права на уровнях норм институтов, отраслей. Основными общими условиями системообразования в праве являются координация и субординация элементов структуры. Они имеют функциональную природу. Многообразие функциональных связей предполагает функции права на всех его уровнях.

    В юридической науке они определяются методом предельного обобщения. Так утвердилась концепция двух «срезов» функций права: специально-юридический (регулятивно-статическая, регуля- тивно-динамическая, охранительная) и общесоциальный (экономическая, политическая, социальная, информационная, воспитательная, идеологическая).

    Такое обобщенное представление о функциях права не является объяснением систематики права. Функции норм права, институтов и отраслей права специфичны на каждом уровне в пределах каждой отрасли права. И лишь для права в целом здесь становятся естественными предельные абстракции.

    В юридической науке систематика права на основе функций не разрабатывается, поэтому делается упор на дифференциацию ее отраслей и явно недостаточно изучаются пути укрепления их системного единства.1

    Например, общепризнано в литературе, что отрасли, институты и нормы права логически взаимосвязаны по «вертикали» и по «горизонтали» и каждая из этих структур «выражает закон связи» между элементами нормы права, между нормами права и между институтами и отраслями права.

    Естественно, возникает вопрос: в чем природа этого закона? В литературе можно прочитать: логическая структура права отражается в реальной, конкретной взаимосвязи между компонентами системы; в ее основании лежит объективная координация и субординация регулируемых отношений, поэтому каждая отрасль права занимает в системе свое определенное место.

    Но чтобы ответить на вопрос предметно, какое именно место, нужно на основе анализа законодательства по каждой данной отрасли права установить систему его сложившихся и выполняемых регулятивных функций. Затем соотнести их с функциями других отраслей. Наконец перенести этот общеотраслевой анализ функций на уровни институтов и отдельных норм. В итоге раскроется предметная картина места каждой отрасли и в структуресубординации.

    Функции права недостаточно определять как его «направления» регулятивного воздействия. Это прежде всего система способов его бытия как принудительного регулятора. Эти способы формируются не вне, а на почве права. Поэтому они специфичны для каждой отрасли права. Мы уже видели это применительно к конституционному праву.

    Функции права не должны быть рефлектированы «вовне» права, в результатах его действия. Они не результат, а системообразующее начало самого права. Функции права как система способов, средств, приемов составляют содержание самих правовых структур, реализуются на почве права. Результаты действия права — это феномены уже не правовые, а экономические, социальные и т. д. Функции же представляют собой определенные параметры воздействия права на общественные отношения.

    Если определять право как исторически сложившуюся и объективно обусловленную меру свободы, формализованную свободу, то этим определяются и функции права на уровне системы права в целом, в антологическом смысле:

    •   установление правового статуса социальных субъектов, т. е. их включение в сферу права, преобразование общесоциальных отношений в правовые;

    •   регулирование модуса обязательности, типа поведения субъектов, правового режима общественных отношений;

    •   определение свойств поведения, признаваемого противоправным.

    Это не абстракция функций, а генетически исходные способы сис- темообразования права. В отраслях права общеправовые функции конкретизируются в системы специфических функций. На их основе в системе права и развиваются отношения координации, субординации, корреляции (соответствия, согласованности).

    Функции права на всех уровнях — это система функций. Если какая- то объективно необходимая функция не работает, то ослабляется регулятивная роль отрасли права в целом. Такой «статус» функции подтверждает ее определение как направленное избирательное воздействие системы (права) на определенные стороны внешней среды.

    В системе функциональных связей в праве связи субординации (вертикальности) занимают особое место. В этих связях вслед за конституционным и международным правом складывается функционально ведущая роль «второго» и «третьего» порядка — природоохранительного, административного и финансового права. Средствами этих отраслей конкретизируется общее правовое пространство, определенное двумя ведущими отраслями. Иначе говоря, все иные отрасли права как бы сориентированы в первоначально урегулированном правовом пространстве.

    К сожалению, в отраслевых науках не всегда принято определять функции отраслей права, а тем более соотносить их между собой.


    Please publish modules in offcanvas position.