Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - Развитое гражданское общество с классической моделью сильной многопартийности

    Содержание материала

    Развитое гражданское общество с классической моделью сильной многопартийности

    характеризуется доминированием партийных элит, присутствием в политике «заинтересованных групп» самого разнообразного характера. Группами давления следует считать объединения граждан (в том числе и фракции элиты), которые добиваются в рамках функционирования политической системы удовлетворения своих деловых, местных, ведомственных, корпоративных потребностей и интересов. Эти группы, как правило, не оформляются в партии, чаще всего добиваются реализации своих требований с помощью лоббирования, т. е. непосредственного воздействия на членов законодательных учреждений. С течением времени лоббизм институционализировался. Так, с 1946 г. лица, профессионально занимающиеся лоббистской деятельностью в США, официально регистрируются и платят налоги за выполнение своих обязанностей. Система лоббизма стала в этой стране элементом различных механизмов власти; представители различных лобби включаются в состав аппарата конгресса, а порой и добиваются своего избрания в высший законодательный орган.

    В политическом отношении гражданское общество формируется у нас в альтернативном режиме отторжения-восприятия самобытными специфическими формами отдельных элементов, свойственных различным стадиям западной модели. При этом наиболее значительное напряжение в пространстве взаимодействия гражданского общества и политики, вызывающее кризис всего механизма, возникает в связи с неразвитостью основных каналов взаимодействия и взаимоотношений между ними. В результате этого в эпицентре взаимодействия образуется зона вакуума, в которой создаются условия для усиленного втягивания в него государства.

    Д. П. Горский отмечает, что природа такой надстройки, как государство, всегда была крайне противоречивой. Эта противоречивость проистекает из возможностей самых разнообразных отчуждений государства от породившей его общественной основы, из-за его двойственного назначения (обеспечения интересов господствующего класса, с одной стороны, и обеспечения интересов всего общества в целом, которые имеют характер общечеловеческих ценностей, — с другой).

    На формирующемся политическом пространстве взаимодействия гражданского общества и субъектов политической системы появляются и действуют три фактора: политические партии, группы корпоративных и иных интересов и государство, каждый из которых в той или иной мере неадекватен выполняемым функциям.

    Некоторые политологи утверждают, будто политические партии доживают свой век. Это неверно, так как партии дифференцируют социальные слои по интересам и тем самым цементируют общество. Одно государство не в состоянии решить такую задачу. Если бы партии действительно исчезли, воцарилась бы анархия, из которой неизбежно вырастает диктатура; последняя, исчерпав свой жизненный цикл, с такой же неизбежностью уступила бы место демократии, а та началась бы... с формирования политических партий.

    В этой связи осторожного, отрегулированного с политической и правовой точек зрения выстраивания взаимоотношений участников такое пространство будет очень неустойчивым, чреватым подлинными и мнимыми конфликтами, резкими поворотами к «порочным» вариантам политического развития — от реставрации государственно- тоталитарных форм до корпоративизма диктаторской модели или многопартийной бюрократической олигархии.

    Справедливо отмечается, что нарождающаяся многопартийность не отражает реальное соотношение сил в российском обществе, где монополия на демократию от одной партии перешла к радикальным группам, отражающим интересы политизированного меньшинства, что еще больше усиливает настроения равнодушия у основной массы населения и укрепляет автономию власти. Последняя, понимаемая как объект и одновременно как политический субъект борьбы, сама по себе становится инициатором и детонатором кризиса на фоне растущего отчуждения от нее большинства, а сами процессы реформирования общества приобретают случайный и хаотический характер волевых действий с использованием эклектических методов разных эпох, времен, исторического опыта других стран (война в Чечне, например). Примат политики над экономикой не только не устраняется, но и усиливается, что особенно наглядно проявилось в ходе так называемого конституционного кризиса в стране, когда противостоящие стороны нарушили законность для того, чтобы любым способом законодательно закрепить и сохранить свою власть.

    В дальнейшем возможно постепенное отступление государства из непосредственного пространства взаимодействия по мере вызревания двух других политических факторов гражданского общества и установления между ними органических, взаимоподкрепляющих или вза- имоконкурирующих связей и отношений.

    Гражданское общество образуется частными лицами, а также этническими, классовыми, предпринимательскими, профессиональными группами, различного рода объединениями, использующими государственные институты (суд, арбитраж) и охраняемые государством права. Самостоятельность и свобода каждого означают не только экономическую, но и духовную самостоятельность. Это значит, что государство отделено от религии или групповой идеологии. В гражданском обществе человек не огражден от преступности, самосуда, нет абсолютной гарантии свободы, но существует система общественного и государственного контроля и защиты прав, развитое сознание принадлежности прав человеку, высокая активность человека в реализации своих прав. Все граждане имеют институциализированные, формально равные для всех каналы влияния на власть. Она реализуется через лоббистов, партии, выборы. Верховенство воли избирателей над всеми государственными структурами безусловно, подчеркивает Г. А. Белов.


    Please publish modules in offcanvas position.