Проблемы теории государства и права - Абдулаев М.И. - ЛИЧНОСТЬ И ПРАВО § 1. Понятие и структура политико-правового состояния личности

    Содержание материала

    ЛИЧНОСТЬ И ПРАВО § 1. Понятие и структура политико-правового состояния личности

    На современном этапе развития российского общества изучение содержания и форм функционирования политической системы с необходимостью требует анализа различных аспектов политико-правового состояния личности, ее взаимоотношений как с отдельными элементами политической системы, так и с российским государством в особенности. Государство и личность, их взаимные отношения и связи, длящиеся в течение всей жизни человека, а нередко и после его смерти (например, имущественные вопросы, честь и достоинство гражданина, ряд аспектов авторского права), — все это волновало выдающихся мыслителей человечества — философов, правоведов, историков — на протяжении многих веков. Проблема эта остается острой и животрепещущей и сегодня, тем более что пока еще в ее исследовании сделаны лишь первые шаги, отмечает Д. Л. Златопольский.

    Взаимоотношения личности и государства во многом определяются характером взаимоотношений общества и личности. Изучение этих проблем с точки зрения развития теории государства и права осуществляется в направлении углубления содержания предмета науки путем дальнейшего совершенствования разработки положений и выводов, содержащихся в специальных теориях.

    В существенной мере это относится к исследованию теоретико-методологических проблем политико-правового состояния личности в государстве, к анализу их взаимоотношений, выступающих как система, которая проявляется и реализуется через совокупность юридических связей, как сложное общее правовое отношение, сопряженное с социально-политическими, экономическими, нравственными отношениями, где правовой аспект имеет особое значение. В законах и иных подзаконных актах, являющихся правовой основой государственной и общественной жизни, находит свое выражение государственная воля.

    «Мера народности органов власти, — отмечает Г. X. Шахназаров, — зависит не столько от их структуры, сколько от соотношения социальных сил и господствующего в стране политического режима. Неважно, как будут называться органы местного самоуправления — Советами или муниципалитетами, а главный управитель — председателем исполкома, мэром или городским головой. Важно, какими материальными возможностями и полномочиями они обладают, чтобы удовлетворять интересы всей общины и поддерживать на местах государственный порядок».

    В юридической литературе отмечается, что возрастание значения права и законности в жизни общества имеет три основных аспекта. Во- первых, экономический, связанный с ростом масштабов и сложности всей системы общественного производства, что требует четкой правовой регламентации сфер производства, распределения и обмена, как укрепления государственной дисциплины, так и обеспечения предпринимательской деятельности. Во-вторых, политический — возрастание роли права обусловлено самим процессом совершенствования демократии, которая невозможна без строгого соблюдения законности и правопорядка. В-третьих, идеологический — возрастание значения права связано с повышением уровня правосознания и правовой культуры членов общества.

    С помощью права государство не только закрепляет собственную организацию, регламентирует свою деятельность, но, и это чрезвычайно важно, охраняет и гарантирует стабильность и незыблемость общественных отношений, взаимоотношений государства и личности во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, способствует преодолению отчуждения личности от средств производства. С помощью права государство определяет и закрепляет твердые, постоянные правовые основы функционирования власти, наиболее рациональные формы ее осуществления, компетенцию государственных органов, отношения их между собой и с гражданами, формулирует принципы внутренней и внешней политики, определяет правовой статус личности.

    Преодоление отчуждения личности от средств производства означает укрепление ее связей с государством. Подобное развитие отношений между государством и личностью расширяет рамки свободы личности. В свою очередь, это объясняется тем, что взаимоотношения между государством и личностью есть один из существенных аспектов ее свободы. Именно поэтому в таких взаимоотношениях, словно в зеркале, отражается степень демократизма соответствующего государства, причем данные отношения определяются и устанавливаются не только государством: в значительной мере в этом процессе участвует личность.

    Бесспорно, право, как инструмент социального управления может и должно воздействовать на властеотношения, может и должно их упорядочивать в интересах всего гражданского общества, отмечает А. В. Малько.

    В центре праворегулятивной политики находятся взаимосвязи человека и государства, их правовые статусы, которые выражаются в определенном наборе соответствующих стимулов и ограничений. Причем государство и личность мыслятся здесь как противоположности, взаимовлияющие и взаимодействующие друг с другом.

    Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных властью.

    Задача теории государства и права, науки политико-юридической — как можно полнее и объемнее исследовать связи личности с государством, прежде всего политико-правовые аспекты их взаимоотношений, показать реальность и действенность участия гражданина в решении государственных и общественных дел.

    Общественное положение личности находит конкретное выражение в совокупности экономических, политических, социальных, культурных и иных отношений, частично закрепляющихся в политико- правовом состоянии личности, выступающем юридической формой выражения ее взаимоотношений с государством, отражающихся в зависимости от особенностей политико-правовой связи с государством в ее правовом статусе. Политико-правовое состояние личности нельзя противопоставлять ее общественному положению, так как они находятся в соотношении формы и содержания.

    Исследование политико-правового состояния личности с позиции науки общей теории государства и права должно опираться, с одной стороны, на положения и выводы, содержащиеся в разработках специальных отраслевых наук, с другой — иметь свою собственную общетеоретическую базу, позволяющую абстрагироваться в некоторой степени и говорить вообще о состоянии личности, закрепленном в праве.

    В политологической литературе отмечается, что понятие «личность» в политике включает в себя индивидуальные, социальные, биологические, психофизические и духовные качества человека, проявляющиеся в его ценностных политических ориентациях и в политическом поведении; представительство человеком какой-либо социальной группы: классовой, этнической, профессиональной, конфессиональной, демографической и других в политических отношениях; определенную, относительно самостоятельную и в различной степени активную целостность, имеющую определенный социально-политический статус гражданина, сотрудника, члена общественно-политической организации, при этом личность является первичным субъектом политики и характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе и главным образом на политическую власть.1

    Правы те авторы, которые рассматривают категорию «личность» как многоаспектное понятие, изучаемое разными гуманитарными науками, поддерживают обоснованную многими современными философами, юристами, социологами точку зрения, согласно которой каждый человек есть личность. Такая позиция представляется последовательно гуманистической, подлинно демократической по своему содержанию и, естественно, научно плодотворной.

    В праве каждый человек признается субъектом права. По смыслу Конституции РФ, личность — это человек и как член общества, и как носитель личного индивидуального начала. Будучи субъектом конституционных отношений, личность выступает в различных качествах.

    Главное в конституционном понятии «личность» — это социальная ценность человека, в результате которой он является субъектом различных прав, свобод и обязанностей. Понятие «личность» в Конституции — самая обобщенная по уровню абстракции категория, с помощью которой охватывается все разнообразие человеческих индивидов, их правового положения, обеспечивается надежная защита прав и законных интересов. Именно такой подход свойствен не только нашим отраслевым юридическим наукам, но и науке теории государства и права.

    В этой связи прав М. С. Строгович, отмечающий, что каждый человек — личность. «Конечно, — пишет он, — личности бывают разные. Есть личность высокого уровня развития, есть личности малоразвитые, есть личности достойные, есть личности деградированные, изуродованные, разложившиеся, но каждый человек заслуживает отношения к себе как к личности».

    Проблема личности, ее взаимоотношений с государством, с иными субъектами политической системы — одна из весьма актуальных и перспективных в правоведении вообще, одна из центральных в науке теории государства и права в частности.

    Теоретические проблемы, включающие в себя и методологические вопросы дальнейшего исследования концепции правового статуса личности, поставлены на видное место в теории государства и права, отраслевых юридических науках. Отсюда, естественно, наметились разные пути исследования. С одной стороны — это попытка найти решение вопроса в расширении внутреннего логического объема категории «правовое положение (ртатус) личности», не проводя различия между правовым положением и правовым статусом, считая, что эти понятия равнозначны, что, несомненно, было вполне объяснимо на первых порах исследования данной проблемы.

    Наряду с юридическими правами, обязанностями в него включаются такие меньшие по объему категории, как гражданство (А. И. Ле- пешкин), гарантии (Л. Д. Воеводин), общая (статутная) ответственность гражданина перед государством и обществом (В. М. Горшенев, Н. И. Матузов), конституционно закрепленный принцип равноправия граждан (В. А. Патюлин), правовые гарантии и правовая ответственность за выполнение обязанностей (М. С. Строгович), правоспособность и принципы (В. В. Щетинин).

    Формулируя тот или иной комплекс элементов правового положения (статуса) личности, авторы подтверждают тезис: к изучению правового положения личности следует подходить как к сложному явлению, органически сочетающему как социальный, так и юридический аспекты.

    С другой стороны, некоторые авторы (В. А. Кучинский) предлагают разграничивать понятия «правовое положение» и «правовой статус» и рассматривать их как два самостоятельных понятия: правовое положение (статус) личности в широком и правовое положение (статус) личности в узком смысле.

    Чисто терминологически первое понятие можно обозначить как «правовое положение», а второе — как «правовой статус» (несмотря на этимологическое тождество терминов).

    Такой подход, с нашей точки зрения, имеет свои положительные стороны. Во-первых, позволяет четко определить место той или иной правовой категории во всей системе понятий, установить их соподчи- ненность, взаимосвязь, взаимозависимость; во-вторых, дает возможность выделить основное звено, отражающее как в фокусе самую суть рассматриваемой проблемы, ее основные и существенные качества.

    Наметившаяся тенденция к расширению содержания правового статуса личности требует привлечения внимания к разрешению этого вопроса в плане общей теории государства и права как отражения более широкой проблемы взаимоотношений личности, государства, других компонентов политической системы.

    Отдавая дань определенной традиционности, «консерватизму» научной юридической терминологии, все же целесообразно ввести в научную терминологию категорию «политико-правовое состояние личности». Эта категория выступает как самая широкая, обобщающая сентенция, раскрывающая все стороны закрепленного в праве состояния личности и выражающая при помощи правовых средств ее отношения с государством и иными субъектами политической системы.


    Please publish modules in offcanvas position.