Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 41. Принцип детерминизма

    Содержание материала

    Вопрос 41. Принцип детерминизма

    1. Понятие детерминизма

    2. Предмеханический детерминизм

    3. Механический детерминизм


    1.  Детерминизм — один из главных объяснительных принципов научного незнания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые препятствуют во времени данному событию и вызывают его.

    Регулятором работы научной мысли является детерминизм:

    ✓  системный— зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого;

    ✓  обратной связи — следствие воздействует на вызвавшую его причину;

    ✓  статистический — при сходных причинах возникают различные эффекты, подчиненные статистической закономерности;

    ✓  целевой — предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения.

    Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяется несколько эпох детерминизма:

    ✓  предмеханический;

    ✓  биологический.

    2.  Прежде чем в новое время в качестве образца причинного объяснения всех явлений мироздания выступила механика, шли поиски различных схем, объясняющих психическую жизнь (ис-

    пользовался термин "душа"). До XVIII в. в эволюционной психологии можно выделить три формы предмеханического детерминизма:

    ✓ гилозоистекий;

    ✓ биологический;

    ✓ оптический.

    Гилозоизм представлял природу в виде единого материального целого, наделенного жизнью (эта древняя картина впоследствии привлекла мыслителей XVIII—XIX вв.). Из этой живой прама- терии произрастают все явления без вмешательства каких-либо внешних творческих сил. Душа, в отличие от древнего анимизма, мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов), подчиненной общим для всего космоса законам и причинам. Поиск причин рассматривался как высшая ценность.

    Гилозоизм не разделял материю органическую и неорганическую, жизнь и психику.

    Биологический детерминизм зародился в философии Аристотеля., согласно которой душа:

    ✓ является способом организации любых живых тел;

    ✓ присуща также растениям (являются одушевленными); будучи частью тела, не может рассматриваться независимо от него.

    Аристотель считал бесперспективными попытки воссоздать работу живого тела по образцу работы механического устройства. Решение проблемы детерминизма психики Аристотель нашел в следующем: исходя из нераздельности в живом организме материи и формы признать эту целостность наделенной некими способностями. Они актуализируются при общении с соответствующими предметами.

    В период краха античного мира возникает ставшее опорой религиозного мировоззрения учение Августина. Основные его положения таковы:

    ✓ душа наделена спонтанной активностью, противопоставленной всему телесному, земному, материальному;

    ✓ все знание считалось заложенным в душе, которая живет, движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли на реализацию заложенных в душе потенций;

    ✓ основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Под этим имелось в виду, что душа обращается к себе,

    постигая с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты (образы, мысли);

    ✓  психологические задачи Августин развернул в систему аргументов, которая определила линию интроспекиионизма в психологии:

    •     единство и самодеятельность души, которая независима от тела, но использует его в качестве орудия;

    •     учение об особом внутреннем опыте как непогрешимом средстве познания психики, в отличие от опыта внешнего;

    ✓  в теологической психологии Августина индетерминизм как направление, противоположное детерминизму, получил завершенное выражение. Вся последующая история психологии насыщена острой борьбой этих непримиримых направлений.

    В качестве еще одного варианта предмеханического детерминизма выделяют оптический детерминизм. Этот вид детерминизма возник в связи с исследованием зрительных ощущений. Арабские, а затем западноевропейские натуралисты придали зрению новый смысл. Для объяснения того, как строится изображение в глазу, они использовали законы оптики, сомкнув, таким образом психологию с физикой.

    Оптика явилась областью, в которой соединились математика и опыт. Так преобразовалась структура мышления, открывая новые перспективы детерминизму.

    3. В развитии механического детерминизма можно выделить четыре фазы. Первая представлена учением Декарта Учение Декарта содержит следующие положения:

    ✓  душа отделена от тела. Понятие о душе преобразовано в понятие о сознании. Но оно же отделило тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего определенные эффекты, а именно восприятие, движения, ассоциации и простейшие чувства;

    ✓  восприятию противопоставлены врожденные идет телесным движениям (рефлексам) — волевые акты; ассоциациям — операции и продукты абстрактного мышления; простейшим эмоциям — интеллектуальные чувства. Эта дуалистическая картина человека расщепляла его надвое (соответственно в декартовой философии две субстанции: непротяженная — духовная и протяженная — телесная);

    ✓  протяженные тела, производящие элементарные психические продукты, подчинялись принципу детерминизма. Применительно же к сознательно-волевым актам этот принцип отвергался. Здесь господствовал индетерминизм;

    ✓ человек выступал как средоточие двух начал (субстанций); как существо, в объяснении психики и поведении которого детерминизм пересекается с индетерминизмом.

    Далее голландский философ Спиноза попытку преодолеть это дуалистическое воззрение предпринял на философском уровне. Его учение о единой субстанции (монизм). Сущность человека он объяснял особым аффектом — влечением. По Спинозе, радость увеличивает способность тела к действию, а печаль ее уменьшает. Спиноза, отрицая случайность, как и свободу воли, придал детерминизму характер механического фатализма.

    Следующие две фазы механического детерминизма представлены в XVIII в. учениями английских (например Гартли) и французских (Ламетри, Дидро, Кабанис) материалистов. Хотя в их работах идея человека-машины остается, представления о машине все больше становятся метафорой.

    Четвертая фаза механодетерминистской трактовки психики была обусловлена успехами нервно-мышечной физиологии. В первой половине XIX в. появились анатомическое начало и установка на выяснение зависимости жизненных явлений от строения организма. В учениях о рефлексе, об органах чувств и о работе головного мозга сложился один и тот же стиль объяснения: за исходное принималась анатомическая обособленность органов. Детерминизм этого периода получил развитие:

    ✓  появились новые объяснительные концепции:

    •     о рефлекторной дуге;

    •     специфической энергии органов чувств;

    •     локализации функций в коре головного мозга;

    ✓  организм расщеплялся на уровень:

    •     зависящий от структуры и связи нервов;

    •     бессубстратного сознания;

    ✓  открытие закона сохранения и превращения энергии — возвратило к картине целостного организма естественнонаучную мысль.

    Плохая объяснительная способность механодетерминизма толкнула научную мысль обратиться к биологии, где в серел,line XIX столетия происходили революционные преобразования.


    Please publish modules in offcanvas position.