Вопрос 25. Категория образа
1. Понятие категории психического образа |
2. Виды образа |
3. Эволюция понятия психического образа в философии и гсигологии |
1. Категория психического образа, созданная исследовательской мыслью, является формой и инструментом ее работы, как и другие категории. В этой категории представлена реальность, существующая независимо от мысли о реальности и степени ее освоения человеческим умом. Это есть реальность психической жизни самой по себе. Психический образ как категория существует независимо от жизни в той же степени, что и другие процессы (физические, биологические). Его причинное воздействие на земных существ объективно с тех пор, как он (психический образ) возник в биосфере.
Психический образ может быть:
✓ всегда чувственным по своей форме. Чувственная форма психического явления имеет в идеальном плане:
• пространственную организацию;
• временную динамику;
✓ по своему содержанию:
• чувственным (образ восприятия, представления, последовательный);
• рациональным (образ атома, мира, войны и т. п.).
Образ является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени.
Полнота и качество образа определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный образ видоизменяется, накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания образа безграничен, причем все содержание дано в нем одновременно (си- мультанно). В чувственном образе может быть воплощено любое абстрактное содержание, тогда материалом для этого образа служат не только пространственно-временные представления, но и внутренняя речь.
2. Различают несколько видов образных явлений:
✓ образы:
• восприятия — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств;
• представления:
• воображения (фантазия) — вымышленный образ, данный в представлении, но не имеющий анаюгов в реальной действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся;
• послеобраз (последовательный образ) — следовое непроизвольное "восприятие" кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде (в случае зрительного послеобраза, но аналогичные явления существуют и в других модальностях). Хорошо заметен лишь на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижного или медаенно и плавно движущегося объекта;
• эйдетический — отчетливое, полное и детальное зрительное представление объекта в течение некоторого времени после прекращения его рассматривания; отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных характеристик. Эйдетизм характерен для части детей, у взрослых встречается редко;
✓ фосфены (фотизмы) — хаотические световые ощущения ("искры в глазах"), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах. Они имеют разнообразную текстуру — от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи около глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а также надавливанием на закрытое веко;
✓ фантом — ощущение утраченной части тела после ампутации руки, ноги и т. п.;
✓ галлюцинация — ложное восприятие реально отсутствующего объекта, субъективно не отличаемое от образа восприятия. Оно возникает спонтанно, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции;
✓ сновидения — они нередко имеют "кинематографический" и квазиреальный характер.
3. Развитие представлений о психическом образе':
✓ в античности разделяли два вида психических образов — сенсорный и умственный. Были выработаны два принципа, лежащие в основе представлений чувственного (сенсорного) образа:
. причинного воздействия внешнего стимула на воспринимающий орган;
. зависимости сенсорного эффекта от устройства этого органа;
✓ Ибн аль-Хайсам (арабоязычная наука) разрабатывал новый подход к соотношению сенсорного и интеллектуального в познании. Он подошел к органу зрения как к оптическому прибору. В каждом зрительном акте он разделял:
• эффект запечатления внешнего воздействия световых лучей;
• интерпретацию с помошью психических процессов, т. е. работу ума, с помошью которой устанавливается сходство и различие видимых объектов;
✓ в средневековье появились еще два понятия:
• интенция — в философии Фомы Аквинского. Мыслитель преобразует аристотелевское положение об интенции (направленности) в учение об интенционных актах души. В этом учении интенция есть внутреннее действие, в котором всегда существует содержание (то, на что она направлена). Сознание у Фомы активно и изначально предметно;
• знак — в философии номинализма (Уильям Оккам). Номинализм постулировал отсутствие общих понятий в независимом от индивидуальных явлений бытие. Эти понятия относятся к именам, а не реалиям;
✓ Новое время утвердило мысль о единстве природы. Но единство сводилось к пространственному перемещению качественно
1 Материал взят из книги: Петровский А.В.. Ярошевский М.Г. История и теории психологии: В 2 т. Т. 2. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
однородных частиц. Получалось, что качественная определенность реального мира есть иллюзия, созданная органами чувств;
✓ в XIX в. начинается изучение глаза как физиологической системы. Физиология давала следующие объяснения:
• Мюллер объясняет иллюзии физиологически, но отрицает различия между ощущениями, отражающими внешний мир, и субъективными сенсорными продуктами. Он прилагает усилия для изучения зависимости субъективного факта от физиологического субстрата, не задумываясь, как связан факт с внешним миром. Мюллер стал основоположником направления, которое затем продолжил Фейербах (физиологический идеализм);
• Белл заключил, что видение — это операция, в которой представление о положении объекта соотносится с мышечными реакциями;
• Гельмгольц, а затем Сеченов в своих экспериментах "сомкнули" психический образ и психическое действие в единый процесс. Предметность и активность образа объяснялись взаимодействием организма с природой;
✓ интроспективная психология XX в. — за предмет психологии принимала акты сознания, которые могли быть доступны человеку, умеющему их созерцать. В рамках данного направления выдвигались следующие предложения:
• Вундт предложил разделить сознание на простейшие психические образы;
• Брентано считал, что сознание состоит из внутренних актов субъекта. По его мнению, психология должна интересоваться актами сознания, его действиями и функциями, а не элементами;
• Кюльпе вывел существование мыслительных актов без примеси сенсорного компонента;
✓ гештальтпсихология ввела новое понятие гештальта - целостность, единство (от нем. "картинка"). Во всех случаях за этим термином стояла категория психического образа. Гештальти- сты придерживались следующих взглядов:
• ко всем объектам применим принцип системной организованности;
• субстрат психики — система мозга в такой же, как и коррелирующая с ней система сознания;
• соответствуя материальным структурам, психические образы являются причиной самих себя;
• категория образа охватывает все уровни когнитивной организации психики — как сенсорной, так и интеллектуальной.