Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 25. Категория образа

    Содержание материала

    Вопрос 25. Категория образа

    1. Понятие категории психического образа

    2. Виды образа

    3. Эволюция понятия психического образа в философии и гсигологии


    1. Категория психического образа, созданная исследовательской мыслью, является формой и инструментом ее работы, как и другие категории. В этой категории представлена реальность, существующая независимо от мысли о реальности и степени ее освоения человеческим умом. Это есть реальность психической жизни самой по себе. Психический образ как категория существует независимо от жизни в той же степени, что и другие процессы (физические, биологические). Его причинное воздействие на земных существ объективно с тех пор, как он (психический образ) возник в биосфере.

    Психический образ может быть:

    всегда чувственным по своей форме. Чувственная форма психического явления имеет в идеальном плане:

    •    пространственную организацию;

    •    временную динамику;

    по своему содержанию:

    •    чувственным (образ восприятия, представления, последовательный);

    •    рациональным (образ атома, мира, войны и т. п.).

    Образ является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени.

    Полнота и качество образа определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный образ видоизменяется, накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания образа безграничен, причем все содержание дано в нем одновременно (си- мультанно). В чувственном образе может быть воплощено любое абстрактное содержание, тогда материалом для этого образа служат не только пространственно-временные представления, но и внутренняя речь.

    2. Различают несколько видов образных явлений:

    образы:

    •    восприятия — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств;

    •    представления:

    •    воображения (фантазия) — вымышленный образ, данный в представлении, но не имеющий анаюгов в реальной действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся;

    •    послеобраз (последовательный образ) — следовое непроизвольное "восприятие" кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде (в случае зрительного послеобраза, но аналогичные явления существуют и в других модальностях). Хорошо заметен лишь на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижного или медаенно и плавно движущегося объекта;

    •    эйдетический — отчетливое, полное и детальное зрительное представление объекта в течение некоторого времени после прекращения его рассматривания; отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных характеристик. Эйдетизм характерен для части детей, у взрослых встречается редко;

    фосфены (фотизмы) — хаотические световые ощущения ("искры в глазах"), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах. Они имеют разнообразную текстуру — от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи около глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а также надавливанием на закрытое веко;

    фантом — ощущение утраченной части тела после ампутации руки, ноги и т. п.;

    галлюцинация — ложное восприятие реально отсутствующего объекта, субъективно не отличаемое от образа восприятия. Оно возникает спонтанно, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции;

    сновидения — они нередко имеют "кинематографический" и квазиреальный характер.

    3. Развитие представлений о психическом образе':

    в античности разделяли два вида психических образов — сенсорный и умственный. Были выработаны два принципа, лежащие в основе представлений чувственного (сенсорного) образа:

    . причинного воздействия внешнего стимула на воспринимающий орган;

    . зависимости сенсорного эффекта от устройства этого органа;

    Ибн аль-Хайсам (арабоязычная наука) разрабатывал новый подход к соотношению сенсорного и интеллектуального в познании. Он подошел к органу зрения как к оптическому прибору. В каждом зрительном акте он разделял:

    •     эффект запечатления внешнего воздействия световых лучей;

    •     интерпретацию с помошью психических процессов, т. е. работу ума, с помошью которой устанавливается сходство и различие видимых объектов;

    в средневековье появились еще два понятия:

    •     интенция — в философии Фомы Аквинского. Мыслитель преобразует аристотелевское положение об интенции (направленности) в учение об интенционных актах души. В этом учении интенция есть внутреннее действие, в котором всегда существует содержание (то, на что она направлена). Сознание у Фомы активно и изначально предметно;

    •     знак — в философии номинализма (Уильям Оккам). Номинализм постулировал отсутствие общих понятий в независимом от индивидуальных явлений бытие. Эти понятия относятся к именам, а не реалиям;

    Новое время утвердило мысль о единстве природы. Но единство сводилось к пространственному перемещению качественно

    1 Материал взят из книги: Петровский А.В.. Ярошевский М.Г. История и теории психологии: В 2 т. Т. 2. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

    однородных частиц. Получалось, что качественная определенность реального мира есть иллюзия, созданная органами чувств;

    в XIX в. начинается изучение глаза как физиологической системы. Физиология давала следующие объяснения:

    •     Мюллер объясняет иллюзии физиологически, но отрицает различия между ощущениями, отражающими внешний мир, и субъективными сенсорными продуктами. Он прилагает усилия для изучения зависимости субъективного факта от физиологического субстрата, не задумываясь, как связан факт с внешним миром. Мюллер стал основоположником направления, которое затем продолжил Фейербах (физиологический идеализм);

    •     Белл заключил, что видение — это операция, в которой представление о положении объекта соотносится с мышечными реакциями;

    •     Гельмгольц, а затем Сеченов в своих экспериментах "сомкнули" психический образ и психическое действие в единый процесс. Предметность и активность образа объяснялись взаимодействием организма с природой;

    интроспективная психология XX в. — за предмет психологии принимала акты сознания, которые могли быть доступны человеку, умеющему их созерцать. В рамках данного направления выдвигались следующие предложения:

    •     Вундт предложил разделить сознание на простейшие психические образы;

    •     Брентано считал, что сознание состоит из внутренних актов субъекта. По его мнению, психология должна интересоваться актами сознания, его действиями и функциями, а не элементами;

    •     Кюльпе вывел существование мыслительных актов без примеси сенсорного компонента;

    гештальтпсихология ввела новое понятие гештальта - целостность, единство (от нем. "картинка"). Во всех случаях за этим термином стояла категория психического образа. Гештальти- сты придерживались следующих взглядов:

    •     ко всем объектам применим принцип системной организованности;

    •     субстрат психики — система мозга в такой же, как и коррелирующая с ней система сознания;

    •     соответствуя материальным структурам, психические образы являются причиной самих себя;

    •     категория образа охватывает все уровни когнитивной организации психики — как сенсорной, так и интеллектуальной.


    Please publish modules in offcanvas position.